Тэффи

Надежда Александровна Лохвицкая (Тэффи) (1872–1952 гг.). Русская поэтесса, писательница переводчица первой половины ХХ-го века. Автор рассказов, повестей, новелл и романов юмористического жанра.

Ее увлекательные книги читали люди совершенно противоположных взглядов от Николая II до Владимира Ленина.

Рассказы Надежды Александровны не теряют актуальности уже почти сотню лет, поскольку ее герои удивительно похожи на современных обывателей.

Надежда Александровна Лохвицкая родилась в 1872 году. Отец, Александр Владимирович Лохвицкий, был известным юристом, книголюбом, человеком с потрясающим чувством юмора. Мать, Варвара Александровна Гойер, имела французские корни и прекрасно знала европейскую и русскую литературу. Свою любовь к художественному слову родители передали детям. Надежда получила прекрасное образование в Литейной женской гимназии.

В 1901 году в издании «Север» появилась первая литературная работа начинающей поэтессы. Стихотворение с названием «Мне снился сон безумный и прекрасный» нашло теплый отклик среди любителей романтики. Первый опыт оказался удачным, и спустя 3 года Лохвицкая опубликовала свое первое прозаическое произведение «День прошел».

К тому времени сестра Нади ‑ Мария, уже стала известной в обеих столицах сочинительницей, выступавшей под псевдонимом, Мирра Лохвицкая.

Надежда поняла, что ей тоже необходимо звучное творческое имя. О том, как появилась Тэффи, Лохвицкая выдавала совершенно разные версии. Первый вариант – псевдоним заимствован из произведения Киплинга о непослушной девчонке, которая постоянно напрашивалась на порку. По второй версии писательница просто переиначила имя Стэффи, принадлежавшее ее глупому, но весьма удачливому приятелю.

В годы Первой русской революции (1905—1907 гг.) Тэффи сочиняет острозлободневные стихи для сатирических журналов (пародии, фельетоны, эпиграммы). В это же время определяется основной жанр всего её творчества — юмористический рассказ. Сначала в газете «Речь», затем в «Биржевых новостях» в каждом воскресном выпуске печатаются литературные фельетоны Тэффи.

Известность к Надежде Александровне пришла в 1910 году после выхода в свет ее сборника стихов «Семь огней», и следом сборника «Юмористические рассказы».

Ее произведения были пронизаны остроумными наблюдениями и юмором. За глаза Тэффи прозвали «демоническая женщина» - по названию ее рассказа. Популярность в России была столь велика, что появились даже духи и конфеты «Тэффи».

В дореволюционные годы Тэффи пользовалась большой популярностью. Как постоянный автор журналов «Сатирикон» и «Новый Сатирикон» (Тэффи печаталась в них с первого номера, вышедшего в апреле1908, до запрещения этого издания в августе 1918 года) и как автор двухтомного собрания Юмористических рассказов (1910 г.), за которым последовало еще несколько сборников («И стало так»1912 г., «Карусель»,1913 г., «Дым без огня», 1914 г., в 1916 году вышли «Житьё-бытьё», «Неживой зверь»). Тэффи снискала репутацию писателя остроумного, наблюдательного и беззлобного. Считалось, что ее отличает тонкое понимание человеческих слабостей, мягкосердечие и сострадание к своим незадачливым персонажам.

Всего до эмиграции писательница опубликовала 16 сборников, а за всю жизнь — более 30. Кроме того, Тэффи написала и перевела несколько пьес.

Надежда Александровна не смогла принять новые реалии послереволюционной России. В 1919 году она эмигрировала в Париж, где продолжила литературную деятельность. Очень важной для писательницы стала поддержка талантливых соотечественников: Гиппиус, Бунина, Мережковского.

В Берлине и Париже продолжали выходить книги Тэффи, и исключительный успех сопутствовал ей до конца долгой жизни. В эмиграции у неё вышло больше десятка книг прозы и только два стихотворных сборника: «Шамрам» (Берлин, 1923 г.) и «Passiflora» (Берлин, 1923 г.).

Писательница публиковалась во многих видных периодических изданиях русской эмиграции («Общее дело», «Возрождение», «Руль», «Сегодня», «Звено», «Современные записки», «Жар-Птица»). Тэффи выпустила ряд книг рассказов — «Рысь» (1923 г.), «Книга Июнь» (1931 г.), «О нежности» (1938 г.) — показавших новые грани её таланта, как и пьесы этого периода — «Момент судьбы» (1937 г.), «Ничего подобного» (1939 г.) — и единственный опыт романа — «Авантюрный роман» (1931 г.) Своей лучшей книгой она считала сборник рассказов «Ведьма» (1936 г.).

В произведениях Тэффи этого периода исчез былой юмор и легкость. На смену им пришли более глубокие, психологические рассказы, в которых преобладали грустные мотивы. Это рассказы «Городок», «Ностальгия», «Так жили», «Ке фер?» и другие, где в центре повествования оказались изломанные судьбы русских эмигрантов.

Стоит отметить ее интерес к мемуарному жанру в 1930-х годах. Надежда Александровна писала автобиографические рассказы («Первое посещение редакции», «Псевдоним», «Как я стала писательницей», «45 лет»), а также художественные очерки - литературные портреты выдающихся людей, с которыми ей довелось встречаться.

Вторая мировая война застала Тэффи в Париже, где она осталась из-за болезни. Она не сотрудничала ни в каких изданиях, хотя голодала и бедствовала. Время от времени она соглашалась выступить с чтением своих произведений перед эмигрантской публикой, которой с каждым разом становилось всё меньше.

Тэффи планировала писать о героях Л. Н. Толстого и М. Сервантеса, обойдённых вниманием критики, но этим замыслам не суждено было осуществиться.6 октября 1952 года она скончалась в возрасте 80 лет в Париже ее похоронили на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Рейтинг@Mail.ru
Подпись: Волгоградская областная специальная библиотека для слепых
Надежда Александровна Лохвицкая (Тэффи)