Рыбаков Анатолий Наумович |
Рыбаков Анатолий Наумович (1911-1998) российский прозаик. Каждое произведение настоящего писателя включает частичку жизни своего создателя. В полной мере это относится к творчеству Анатолия Рыбакова. Работая над романом «Тяжелый песок», он отправился на места событий, разворачивающихся в повести, и записал свидетельства людей, знавших о них или бывших их непосредственными участниками или свидетелями. Возможно, ярко проявляющееся личностное начало в произведениях писателя и обусловило их популярность у разных поколений читателей. В своих первых произведениях Рыбаков отразил впечатления детства и юности, которые прошли в арбатских дворах и переулках, хотя родился он под Черниговом, в селе Держановка. Здесь его отец служил управляющим винокуренными заводами. После революции несколько лет мальчик жил у деда, сменившего за свою жизнь много профессий. В результате дед будущего писателя обзавелся собственным делом: открыл лавку скобяного и москательного товара. Затем семья Рыбаковых переезжает в Москву. Его отец занял крупный инженерный пост, в семье появился достаток. Анатолия и его сестру начали учить французскому языку и музыке. Однако мальчик не испытывал ни малейшего желания заниматься этим, потому что находился под сильным влиянием новой для него городской среды. Впоследствии впечатления о первых годах жизни в столице отразятся в повестях «Кортик» и «Бронзовая птица». Реальная действительность представлялась ему гораздо интереснее: страна начинала строить социализм. Ей нужны были грамотные специалисты: инженеры, конструкторы. И Анатолий выбирает полезную, по его мнению, профессию — поступает в Московский институт инженеров транспорта (МИИТ), активно участвует в общественной жизни. Правда, в те времена выходцы из семей служащих (так тогда называли представителей интеллигенции) должны были до поступления в высшее учебное заведение поработать на заводе или фабрике простыми рабочими. Иначе они не получали стипендии. Но это не смущало Анатолия. Он пошел работать на Дорогомиловский химический завод. К тому времени его родители разошлись, и семья жила на случайные заработки матери. Из чернорабочих Рыбаков перешел в шоферы, научился водить машину. Позже он смог подрабатывать и во время учебы, зачислившись экономистом в Транспортно-экономический институт. Все это нашло художественное отражение в книгах «Приключения Кроша» и «Водители». Но неожиданно его жизнь круто меняется: за эпиграммы на своих товарищей, появившиеся в стенной газете, Рыбаков был арестован. Он считал, что только благодаря тому, что был молод и верил в жизнь, смог пережить тюрьму и трехлетнюю ссылку в глухой сибирской деревне. В 1936 году Рыбаков вышел на волю «лишенцем», т. е. человеком не имеющим права проживать в столице. Тогда и начались его скитания. Он работал на автотранспортных предприятиях, был шофером и слесарем, жил у случайных людей, исколесил всю страну. Возможно, в ту пору сформировалось его критическое отношение к происходившему в стране и к личности Сталина. Как вспоминал Рыбаков, «исключение из института, арест, тюрьму, ссылку, скитания по России, первые годы войны я описал в трилогии «Дети Арбата», «Страх», «Прах и пепел». Незадолго до начала Великой Отечественной войны Рыбаков женился на знакомой своего товарища. Родился сын. В годы войны писатель служил в Управлении оборонного строительства, был начальником автомобильной службы, многое повидал, дошел до Берлина. За Висло-Одерскую и Берлинскую операции был награжден орденами Отечественной войны первой и второй степени. В конце 1945 года военный трибунал воинской части, где он служил, за отличие в боях с немецко-фашистскими захватчиками снял с него судимость. Войну будущий писатель закончил в немецкой глубинке. О том, чтобы остаться навсегда за границей, не могло быть и речи. Это означало бы подвергнуть близких опасности, а он должен был помогать матери. Брак его к тому времени распался, но он все равно нес ответственность и за жену, и за сына. Постоянного жилья в Москве в те первые послевоенные годы у Рыбакова не было. Он не хотел и не мог стеснять мать, жившую в коммунальной квартире, поэтому купил для семьи однокомнатную квартиру, а для себя, оформив пенсию по инвалидности, снял комнату и начал писать. Еще в армии он задумал повесть о своем детстве, избрав в качестве интриги историю с кортиком. Первая приключенческая повесть «Кортик» (1948) потребовала от Рыбакова многого. Прежде всего он должен был найти свой собственный стиль, научиться строить сюжет, соединить в единое целое взаимоотношения персонажей, проявить себя знатоком в военном деле, не напутав даже в мелочах. Повесть пришлась ко двору. Она вышла в канун тридцатилетнего юбилея комсомола. Позже Рыбаков напишет ее продолжение — «Бронзовую птицу» (1956), где повзрослевших героев вновь поджидают приключения. Произведения Рыбакова привлекли читателя романтикой послереволюционных лет, когда участники событий верили в то, что они делали. Практически сразу писатель становится известным. Популярность его возросла, когда «Кортик» был экранизирован. Но Рыбаков предпочитает не рисковать. Свое следующее произведение он посвящает современной действительности. В романе «Водители» (1950) он отдает дань производственной теме, основываясь на личных впечатлениях, причем поднимает здесь важные экономические проблемы. После выхода романа в свет Рыбаков становится лауреатом Сталинской премии, что позволило ему снять с себя клеймо осужденного и войти полноправным членом в советскую литературу. Правда, не обошлось без неприятностей. Сталин узнал о судимости Рыбакова и обвинил его в том, что тот скрыл этот позорный факт. К счастью, у Рыбакова имелись документы о реабилитации, что давало ему право не писать в анкетах о его судимости. После романов на производственную тему (кроме «Водителей», к ним относится и «Екатерина Воронина» (1955) Рыбаков вновь возвращается к фактам собственной биографии и пишет трилогию о Кроше — «Приключения Кроша» (1960), «Каникулы Кроша» (1966) и «Неизвестный солдат» (1970). Юный герой помог писателю поставить сложные нравственные проблемы, главная из них — отношение молодого поколения к войне. Все три повести были экранизированы, а в 1985 году состоялась премьера трехсерийного телевизионного фильма. А писатель уходит все глубже в прошлое, подбираясь к своим корням. Из-под его пера выходит роман « Тяжелый песок», в котором он впервые рассказывает об испытаниях, выпавших на долю простой семьи украинских евреев. Это лучшее автобиографическое произведение Рыбакова. Роман был опубликован в 1978 году. В его рамки заключен довольно большой временной период начиная с 1910 но 1943 год, в который писатель и укладывает семейную историю, которая точно вписалась в трагическую канву эпохи. Роман печатался после подписания нашей страной Хельсинкского соглашения, когда евреи получили возможность выезда на историческую родину. Поэтому он ими воспринимался не только как литературное, но и как политическое событие. Его называли «дыханием истории», «еврейской семейной сагой», «высокой песней любви». «Тяжелый песок» был издан на 26 языках, Рыбакова избрали почетным доктором философии Тель-Авивского университета. А память писателя уже бродит по Арбату, плутает в его переулках, заглядывает в знакомые подъезды. Рыбаков задумал написать правдивую историю своего поколения, прошедшего тюрьмы, лагеря, ссылки, сражавшегося на фронтах войны. Название каждой части — «Дети Арбата», «Страх», «Прах и пепел» — не только отражает этапы в жизни главного героя Саши Панкратова, но и символизирует гибель этого поколения и грядущее крушение государства, которое его взрастило. Приступая к созданию этой трилогии, Рыбаков отлично понимал, что работает «в стол»; другими словами, надежды на публикацию на Родине нет. Но не написать «Детей Арбата» он не мог, потому что считал это делом чести. Книга пролежала двадцать лет, прежде чем появилась в печати. Конечно, Рыбаков мог издать ее за рубежом, но он хотел, чтобы произведение увидело свет у себя дома. При его создании автор пользовался официальными источниками и свидетельствами событий, документально подтверждая приводимые факты и в то же время пропуская их через призму собственного восприятия. Именно авторское прочтение событий тридцатых годов и привлекло внимание читателей. Сегодня на фоне многочисленных мемуарных свидетельств роман Рыбакова воспринимается как интересное, но субъективное видение событий. Иногда автор слишком увлекается, гротескно изображая отдельные эпизоды из жизни Сталина. Вместе с тем ему удалось создать яркое и динамичное повествование, в котором отразились сложные и противоречивые явления того времени. Позже в «Романе-воспоминании» Рыбаков расскажет драматическую историю о самом процессе публикации своих произведений. Правда, некоторые его оценки кажутся излишне категоричными и резкими, но, в конце концов, столь много переживший писатель, наверное, имеет право на них. Смерть старшего сына тяжелым камнем придавила душу. Но были и светлые моменты, такие, как рождение внучки. Невесткой писателя была известная обозревательница Н. Иванова. Верным помощником Рыбакова стала его вторая жена. Она была его машинисткой, редактором, секретарем. Последние годы жизни он занимался делами Русского Пен-клуба — международной писательской организации. Но не оставлял и писательский труд, работал над завершением романа «Прах и пепел». Для осуществления замысла ему потребовались материалы о Второй мировой войне, которые хранятся в архиве Колумбийского университета. Рыбаков уезжает в США, изредка приезжая в Россию. Умер писатель на чужбине, задумав новый роман. |
Архив: Мероприятия Выставки Семинары и конференции Наши издания Калейдоскоп талантов |
О нас: Структурные подразделения Клубы и объединения Наши услуги Проекты Отзывы о библиотеке |