Ольга Федоровна Берггольц |
Ольга Федоровна Берггольц (16 мая 1910 г., Санкт-Петербург ‑ 13 ноября 1975 г., г. Ленинград) — известная поэтесса, драматург, прозаик, журналист. В 1951 году получила Сталинскую премию, награждена орденами Ленина и Трудового Красного Знамени. Ее имя хорошо знакомо всем петербуржцам, и нынешнему поколению, и особенно тем, кто еще помнит ту страшную блокаду, в которой оказался их любимый город в Великую Отечественную войну. До этого Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом вдруг резкое превращение в поэта, ставшего олицетворением стойкости Ленинграда. Ее голос звучал каждый день из репродукторов замерзающего города, и вселял веру в победу, давал силы и надежду дожить до освобождения. Все понимали, если голос «блокадной Мадонны» звучит в эфире, значит город жив, он не сдался и держит оборону. Отец поэтессы — хирург Федор Берггольц, в свое время окончил Дерптский университет, имел шведско-немецкие корни. Мама — Мария Берггольц принадлежала к интеллигентной семье, получила хорошее образование. Кроме Оли в семье подрастала младшая дочь Мария . Девочки росли под присмотром мамы, гувернантки и няни. Грянула революция, а за ней гражданская война. Отца забрали на фронт. В Питере началась настоящая разруха, голод, и мама с дочерями уехали в Углич. Военное время хорошо врезалось в память будущей поэтессы — они голодали, боролись с вшами и находились в крайней нищете. Вернуться в родной город на Неве удалось только после возвращения отца с фронта, он перевез семью обратно. Мама старалась сделать из своих дочерей тургеневских барышень. Она читала им поэзию классиков, приучала любить хорошую музыку. Революция помешала сестрам поступить в гимназию, а потом и в институт благородных девиц. Теперь на моду большое влияние оказывали отголоски «нового времени». Ольга сумела быстро перестроиться на новый лад, теперь она училась в трудовой школе, в четырнадцатилетнем возрасте вступила в пионеры, потом стала комсомолкой. Именно в те годы девушка написала свой первый стих, которому дала название «Пионерам». Свои первые робкие произведения четырнадцатилетняя Берггольц отправила в заводскую стенгазету. На следующий год стих «Песня о знамени» появился на страницах советской газеты «Ленинские искры». Именно с них и началась творческая биография Ольги Берггольц. В пятнадцать лет Берггольц начала посещать собрания молодежного литературного объединения «Смена» в рабочем клубе. Там собиралась талантливая молодежь, звучали стихи их сочинения и проходили встречи с известными литераторами. Именно там Ольга познакомилась с Владимиром Маяковским, Эдуардом Багрицким, Иосифом Уткиным. Известные мэтры делились собственным опытом с новичками, давали дельные советы, слушали произведения начинающих литераторов. Первый раз начинающую поэтессу похвалил Корней Чуковский. После того, как худенькая девочка прочла свое произведение «Каменная дудка», он обнял ее и сказал, что ее ждет прекрасное будущее. Однако стремительного развития творческой карьеры у Берггольц не случилось. В 1926-м Берггольц и ее друг по литобъединению Борис Корнилов, ее первая серьезная влюбленность, поступили на курсы искусствоведения. После того, как курсы закрыли, молодые люди продолжили обучение в ленинградском университете на филологическом факультете. Для прохождения преддипломной практики Ольга уехала во Владикавказ. На протяжении двух с половиной месяцев она написала три десятка публикаций, которые появились в газете «Власть труда». Ольга побывала во всех городах и селах, расположенных вдоль Военно-Осетинской дороги. Работа журналистом стала хорошим уроком жизни, она изучала людей, постепенно формировала собственное мировоззрение. После окончания вуза она уехала в Казахстан. Ольга и ее второй муж Николай Молчанов жили не в самых комфортных условиях, однако это не мешало ей быть по-настоящему счастливой. Рядом был любимый человек и работа корреспондента в издании «Советская степь». В это время она стала автором многочисленных очерков, статей, рассказов, издала свой первый сборник поэзий под названием «Зима-лето-попугай». В 1931-м Берггольц вернулась в родной город, ставший Ленинградом. Поэтесса нашла себе работу в газете завода «Электросила». Спустя четыре года она выпустила еще одну книгу, которую назвала лаконично — «Лирика». Ольга стала членом Союза писателей. Весной 1937-го в советской прессе появились публикации, в которых обвинение выдвигалось группе литераторов, среди которых был и Борис Корнилов, экс-супруг Берггольц. Ольгу обвинили в связи с опальным литератором, и как пособника «врага народа» выгнали из Союза писателей, а потом и с работы. Она нашла себе работу в школе простым учителем русского языка и литературы. В начале 1938 года правительство СССР приняло постановление, получившее название «Об ошибках парторганизаций». Для Ольги это была надежда на то, что ее перестанут преследовать. Спустя некоторое время ее снова приняли в СП, а осенью того же года она вернулась на прежнюю должность в заводской газете. Но настоящее испытание ждало поэтессу впереди. В декабре 1938-го ее обвинили в троцкизме и участии в террористической группе, которая занималась разработкой теракта, целью которого было убийство Климента Ворошилова и Андрея Жданова. Во время допросов Ольгу били так, что у нее случился выкидыш. Силой заставили подписаться под признательными показаниями, ей грозил расстрел. Берггольц выбралась из заключения благодаря помощи писателя Александра Фадеева, что оказалось для нее полнейшей неожиданностью. Не остался в стороне и супруг — Николай Молчанов, который поддерживал Ольгу как мог. Однако насладиться тихим семейным счастьем у супругов не получилось, началась война.
Николай Молчанов ушел воевать, хоть мог отсидеться дома по причине инвалидности. В начале 1942 года его эпилепсия обострилась, он оказался в госпитале, где и умер. Весной 42-го отец Ольги попал в категорию социально опасных элементов из-за своего немецкого происхождения, и был сослан в Красноярск. У самой Берггольц развилась дистрофия, и чтобы поэтесса выжила, друзья настояли на ее отъезде в столицу. Ольга вернулась в родной город спустя два месяца, поступила на работу на радио, ее голос звучал из репродукторов ежедневно, в каждом доме и квартире изможденные ленинградцы ждали ее стихов, как надежду на то, что город обязательно выстоит. Передачи Берггольц на радио, которые она вела в блокадном Ленинграде, после победы собрали в сборник под названием «Говорит Ленинград». В произведении «Ленинградская поэма» Ольга сумела воссоздать образ заключенного в блокаду города. Это произведение стало самым пронзительным среди всех, посвященных осажденному городу. В те годы Берггольц пишет еще две поэмы — «Памяти защитников» и «Февральский дневник». После победы Ольга издала книгу, получившую название «Дневные звезды». Это своеобразный философский дневник, в котором обобщалось все, что довелось пережить поэтессе в годы войны. Страна оценила ее заслуги, Берггольц получила несколько орденов и медалей. Но для нее это признание мало значило, главным оказалось то, что ее любил народ, который придумал для нее звание «ленинградская Мадонна». Самая знаменитая строчка Берггольц: «Никто не забыт и ничто не забыто», появилась на мемориале Пискаревского кладбища. Однако и после войны, после всенародного признания, биография поэтессы складывалась трудно. Ольгу обвиняли за то, что среди ее друзей есть Анна Ахматова, сборник «Говорит Ленинград» полностью убрали из всех библиотек. Все эти переживания сильно повлияли на психику Берггольц — она заболела и оказалась в психиатрической клинике. После проведенного курса лечения поэтессу выписали, она занялась написанием пьес, которые пользовались большим успехом в театрах города на Неве. В 1950-е годы в столице опубликовали двухтомник ее произведений. Дневники, которые Ольга вела все эти годы, после ее смерти забрали в специальное хранилище. Спустя много лет, в 1990-м они вышли в трех томах. Только тогда читатели смогли узнать, как Берггольц относилась к властям, допустившим столько страшных человеческих потерь на той войне. «Ленинградская Мадонна» умерла 13 ноября 1975-го, в возрасте 65 лет. Она хотела покоиться на Пискаревском кладбище, рядом с теми друзьями, кто умер во время блокады. Однако вопреки ее воле, местом упокоения Берггольц стали Литературные мостки Волкова кладбища. Памятник на ее могиле появился только в 2005 году, спустя тридцать лет после смерти. В память о выдающейся поэтессе назвали две улицы, одна из них в Санкт-Петербурге, вторая в Угличе. |