Аксаков Константин Сергеевич

Русский публицист, поэт, критик, историк и языковед, один из ведущих идеологов славянофильства.

Биография Аксакова Константина Сергеевича – молодые годы.

Аксаков Константин Сергеевич родился 29 марта 1817 года в селе Ново-Аксаково Бугурусланского уезда Оренбургской губернии в семье писателя Сергея Тимофеевича Аксакова, выходца из старинного дворянского рода.

Характерная семейная обстановка, в которой вырос старший сын Сергея Тимофеевича, оказала огромное влияние на Аксакова и способствовала развитию у него впоследствии таких качеств, как любовь к природе и сострадание крепостным, уважение к их труду, оптимистическое отношение к помещичьему быту.

До 9 лет Аксаков рос в деревне, затем в 1826 году переехал в Москву. В возрасте пятнадцати лет в 1832 году Аксаков поступил учиться в Московский университет на словесный факультет. Там Аксаков, воспитывавшийся среди идей славянофильства, примкнул к кружку славянофилов. Курс обучения окончил в 1835 году.

В 1838 году Аксаков поехал за границу, но через пять месяцев вернулся, не выдержав разлуки с отчим домом, после чего жил в Москве почти безвыездно. Тогда же состоялась единственная попытка Аксакова сблизиться с женщиной, которая была неудачной. Всю свою жизнь он прожил холостяком, а самым сильным чувством в его личной жизни была нежная любовь и глубокая привязанность к отцу.

В 1841 Аксаков впервые столкнулся с давлением цензуры, защищая диссертацию на степень магистра русской словесности «Ломоносов в истории русской литературы и русского языка». Его заставили изменить некоторые выражения о Петре и Петровском периоде, в результате чего Аксаков перепечатывал свою работу. Эта диссертация среди других его филологических работ выделяется воззрениями гегелианского периода. Остальные филологические работы Аксакова рассматривают русский язык со стороны «самобытного воззрения» и недопущения в нем иностранной грамматики.

Впоследствии не раз цензура жестко притесняла Аксакова. После публикации в 1846 году его статьи о «Богатырях князя Владимира» в «Московском сборнике» Аксакову вместе с другими авторами «Сборника» поставили условие издаваться после проверки всех материалов Главном управлением цензуры в Петербурге. Написанная Аксаковым драма «Освобожденная Москва» также была запрещена сразу после первой постановки.

Творческая биография Константина Сергеевича Аксакова весьма обширна. Аксаков часто публиковал материалы своих историко-филологических исследований: «О древнем быте у славян вообще и у русских в особенности», «Еще несколько слов о русском воззрении», записка царю Александру II «О внутреннем состоянии России». Также Аксаков был автором критических статей во многих печатных изданиях. Аксаков писал статьи о произведениях таких великих писателей, как Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский и др., и создавал труды по русской грамматике.

Аксаков писал драмы и стихотворения, как собственные, так и переводные: «Князь Луповицкий», «Олег под Константинополем», «Освобожденная Москва». Наиболее известные переводы Аксакова – произведения И.В.Гёте, Ф.Шиллера, А.Мицкевича. Полное собрание сочинений Аксакова Константина Сергеевича было издано его младшим братом Иваном Сергеевичем.

Текст одного из известных поэтических произведений Аксакова «Мой Марихен так уж мал» был положено на музыку П.И.Чайковским (детская песня «Мой Лизочек»).

Биография Аксакова Константина Сергеевича – зрелые годы.

В 1857 году Аксаков стал неофициальным редактором газеты «Молва». Взгляды его на состояние русского общества, находившие отражение на страницах издания, поражали дворянскую публику (статья «Публика – народ», в которой Аксаков применил сравнение «В публике грязь в золоте, в народе золото в грязи»).

Биография Аксакова не содержит много внешних фактов, однако склад его жизни проясняет многие моменты в его мировоззрении. Аксаков был приверженцем консервативных взглядов и считал, что для России самой лучшей формой правления будет православная монархия и патриархально-общинный быт. При этом он полностью исключал возможность влияния на развитие России извне, отстаивая самобытность российского народа.

Важной страницей в биографии Аксакова является его приверженность славянофильскому учению. Аксаков создал свою общественно-политическую теорию: он осуждал революционные движения и отвергал возможность концентрации интересов российского народа на политике и власти. Подлинные ценности русского народа, как считал Аксаков, лежат в духовно-религиозной сфере, государственная и политическая жизнь для него имеет второстепенный характер.

Аксаков ратовал за отмену крепостного права и свободу слова «устного, письменного и печатного всегда и постоянно». Его политическим идеалом была такая государственная система, при которой правительство в своей работе учитывает народное мнение, а сам народ не вмешивается в дела государства, так как иначе он «изменяет своему пути внутренней духовной свободы и правды и непременно портится нравственно».

Такая система государственного устройства, по мнению Аксакова, была возможна только при православной самодержавной монархии. В то же время Аксаков осуждал многие моменты общественно-политической ситуации в самодержавной России: крепостное право и коррупцию чиновников, земельную политику государства.

Последний год своей жизни Константин Сергеевич Аксаков провел в путешествии по славянским землям вместе со своим младшим братом Иваном Сергеевичем, встречаясь с западными и южными представителями славянства, видными политическими и литературными деятелями.

Самым сильном чувством Аксакова за всю его жизнь была его привязанность к отцу, поэтому вскоре после его смерти у Константина Сергеевича развилась тяжелая болезнь, от которой он умер на острове Занте в Греции 7 декабря 1860 г.

Рейтинг@Mail.ru
Подпись: Волгоградская областная специальная библиотека для слепых

Архив:

Мероприятия

Выставки

Семинары и конференции

Наши издания

Калейдоскоп талантов

О нас:

Структурные подразделения

Клубы и объединения

Наши услуги

Проекты

Отзывы о библиотеке

Аксаков К.С.