Час краеведческих знаний: «От конного транспорта до появления первого трамвая в Царицыне»

Подпись: Волгоградская областная специальная библиотека для слепых
Рейтинг@Mail.ru

16 апреля 2024 г.

 

9 апреля 1913 года в 8 часов утра в Царицыне пустили первый трамвай. Царицын стал первым уездным городом, в Российской империи, на улицах которого появился электрический общественный транспорт. До пуска трамвая в Царицыне основным транспортом был конный. Извозчики перевозили жителей и разнообразные грузы. Конный транспорт оставался в городе и после пуска трамвая, потому что лошадь могла проехать там, где не были проложены рельсы, а трамвай пока ходил лишь по одному маршруту.

Об этом и многом другом главным библиотекарем отдела информационно-библиотечного обслуживания читателей Романенко С.А. было рассказано на часе краеведческих знаний: «От конного транспорта до появления первого трамвая в Царицыне», который прошел в МО ВОС Ворошиловского района. Ведущая ознакомила с непростой биографией Царицынского трамвая. Гости с большим интересом прослушали историю появления и развития трамвайного движения. Мероприятие прошло на позитивной ноте, а многие из участников узнали ранее им неизвестные факты из прошлого трамвая.

Появлению трамвая в Царицыне мы обязаны барону Алексею Иосифовичу Остен-Сакену, скромному железнодорожному врачу, надворному советнику, который в 1911 году был избран городским главой и служил в этом качестве до 1915 года.

Однако разработка проекта строительства трамвая начиналась еще в 1902 году при Иване Пятакове, в то время он был главой Царицына. Предполагалось, что строительством займется бельгийское трамвайное общество, так как в начале 20 века в Российской империи все трамвайные системы делались бельгийскими специалистами. Но Царицын разорвал этот монопольный трамвайный круг и стал одним из немногих в Российской империи, где и проектировкой, и строительством путей занимались исключительно отечественные специалисты. Трамвайные вагоны изготовил Мытищенский завод.

Авторами проекта Царицынского трамвая и электростанции являлись русские инженеры – профессор Шульгин и профессор Судкевич. Проектировалась трамвайная линия в Санкт-Петербурге.

Еще в 1903 году с дозволения Николая II в Царицыне выпустили 5 – процентный облигационный займ на 1,5 миллиона рублей. Деньги от продажи ценных бумаг, которые в основном покупали жители Царицына, впоследствии пошли на строительство трамвая, электростанции и электрического освещения. Таким образом, удалось обойтись без привлечения иностранного капитала. 

После Ивана Пятакова главой Царицына был Василий Кленов, которому пришлось уйти из-за неудачного строительства электростанции. За работу взялись подрядчики во главе с приглашенным инженером Слотинцевым, который начал строительство не по проекту профессора Шульгина, а возле старой небольшой электростанции на берегу Волги. Когда стали удалять плотную каменную плиту, оказавшуюся в подвале машинного зала, сделав в ней отверстие, то оттуда хлынула грунтовая вода и залила весь подвал здания. Поднялся большой скандал. Инженеру Слотинцеву, как оказалось, ничего не понимавшему в строительстве, пришлось отказаться от этой работы, но и Василий Кленов вынужден был покинуть пост главы Царицына.

Строительство Царицынского трамвая и исправление ошибок строителей, которые работали до него, было доверено вести главному тогда специалисту, талантливому инженеру Владимиру Радцигу, которого и пригласил новый глава Царицына – барон Алексей Иосифович Остен-Сакен. Владимир Радциг исправил ошибки, допущенные при начале строительства новой электрической станции, перепроектировал трамвайное депо и изменил техническое задание на железобетонный трамвайный мост взамен дорогостоящего металлического.

Царицын стал первым уездным городом Российской империи, самостоятельно построившим трамвай. В день пуска трамвая была песчаная буря, и, власти города опасаясь, что трамвай может сойти с рельсов, приказали дворникам города подметать пути по которым будет идти трамвай.

Максимальная скорость царицынского трамвая была 10 км/час. Трамвай по утрам выходил из депо по улице Сердобской (ныне улица Ким) и катил по улице Княгининской (сейчас Рабоче-Крестьянская) до Тихорецкого вокзала (Волгоград II), откуда начинался маршрут и шел в сторону центра города по улицам Краснослободской (имени Буханцева), нырял под ж/д виадук, сохранившийся до наших дней. Далее по Липецкой (улица Баррикадной), Княгининской, Азовской (улица Калинина) через Астраханский мост на улицу Астраханскую (улица Советская), затем на Успенскую (улица имени Ленина), а далее по Александровской (проспект имени Ленина) и улице Гоголя до ж/д вокзала Царицын.

Вторая линия соединила с ж/д вокзалом Царицын купеческие пристани на Волге. Трамвай поднимался вверх по улице Успенской, сворачивал на улицу Александровскую, далее по нынешней площади Павших Борцов, а затем по улице Гоголя до вокзала.

Трамвай исправно работал и накануне Сталинградской битвы. 23 августа 1942 года в результате варварской бомбардировки немецких самолетов были разрушены и сгорели здания управления трамвая, вагоноремонтные мастерские, оба депо, подстанции, трамвайные пути и контактные сети. Уже 26 декабря 1943 трамвайное движение в Сталинграде было восстановлено, и первый вагон отправился по маршруту «Центр города – завод «Красный Октябрь».

Трамвай, как и наш город, за годы своего существования пережил многое, но возродился, окреп и продолжает перевозить волгоградцев и гостей города-героя в своих пока старомодных, но уютных, блестящих вагонах.

Час краеведческих знаний: «От конного транспорта до появления первого трамвая в Царицыне»