Островский Александр Николаевич

Александр Николаевич Островский (1823 — 1886 гг.) – русский литературный деятель, драматург, сценарист. Великий человек, чей вклад в развитие отечественной литературы, театральной драматургии и режиссуры переоценить невозможно.

Творчество выдающегося русского литератора Александра Островского оставило мощный след в развитии отечественного драматического театра. Его произведения составляют основу театрального репертуара России, а созданные им образы – властолюбцы, лицемеры, жадные купцы, чиновники, помещики стали отражением так хорошо знакомых всем типажей.

Великий драматург родился 12 апреля (по старому стилю) 1823 года в историческом районе столицы – Замоскворечье. Его отец был выпускником Костромской семинарии и Московской духовной академии, куда поступил по семейной традиции. Впоследствии стал коллежским асессором и был включен в дворянское сословие. Мать писателя – была дочерью церковных служителей. Она скончалась, когда Александру пошел девятый год.

Детские и частично юношеские годы Саши прошли на Малой Ордынке, в самом сердце Москвы. Его отец держал солидную библиотеку, благодаря которой мальчик с малых лет многое узнал о русской литературе. Он чувствовал, что его предназначение в писательстве, но родитель прочил сыну карьеру юриста. В 1835 году Александр поступил в Московскую губернскую гимназию, после окончания которой по настоянию отца стал студентом юридического факультета столичного университета. Учебное заведение юноша окончить не смог – провалил экзамены по римскому праву. Островскому пришлось написать заявление на отчисление из университета.

В 1843 году по протекции отца молодой человек устроился на должность канцеляриста в Совестный губернский суд. В общей сложности в столичных судах Александр проработал около семи лет. Суть его работы заключалась в разрешении имущественных и коммерческих споров между торгующими крестьянами, мелкими дворянами, купцами, простыми горожанами. Самые интересные, выдающиеся эпизоды он тайно записывал в свой блокнот. Через годы эти записи стали называть нетленными произведениями великого русского драматурга.

Параллельно с государственной службой Островский все же находил время для творчества. Ранние работы автора были своеобразным подражанием стилю Белинского и Гоголя, которые были его кумирами.

К 1846 году из-под его пера уже вышло несколько произведений, основанных на историях из его жизни и службы. Самая яркая работа тех лет – пьеса «Несостоятельный должник», более известная сейчас, как «Свои люди – сочтемся»

Дебютными публикациями стали «Записки замоскворецкого жителя» и «Картина семейной жизни», напечатанные в «Московском Городском Листке».

Когда комедию «Свои люди – сочтемся!» опубликовали в журнале «Москвитянин» к Александру Николаевичу пришла широкая известность. Пьесу восторженно оценили литераторы Н.В Гоголь и И.А. Гончаров, которые впервые познакомились с ней, находясь в гостях у автора. Нашлись и те, кто не на шутку обиделся, узнав себя в персонажах произведения. Оскорбленные московские купцы обратились с жалобой к высоким чинам, в результате чего комедию не допустили к постановке, а автора и вовсе уволили со службы. По личному указанию государя Николая I над Островским был установлен полицейский надзор, который сняли только с приходом ко власти Александра II. Пьесу разрешили ставить лишь в 1861 году.

Первой пьесой, которая пробилась на театральную сцену, стала «Не в свои сани не садись». Работу над ней автор закончил в 1852 году, а уже зимой 1853-го она появилась на подмостках Малого театра. Эту работу он отдал режиссерам совершенно бесплатно. Более того, Островский лично принимал участие в репетициях, помогая актерам вживаться в их роли. В произведении повествуется об отставном кавалеристе, который с при помощи брака по расчету хочет достичь финансового благополучия. Эта пьеса и вышедшая следом «Бедность не порок» совершили самую настоящую революцию в мире театра.

Более десяти лет московские и петербургские театралы наслаждались новыми пьесами Островского, посещая Малый и Александринский театры. В 1856 году писатель вступил в коллектив популярного издания «Современник».

В это же время великий князь Константин Николаевич командировал талантливых писателей изучать и описывать различные уголки Российской Империи как в разрезе промышленности, так и в бытовом отношении. В литературно-этнографической экспедиции Александру Николаевичу достался обширный участок Волги. Он побывал в таких русских городах, как Торжок, Ржев, Тверь, Городня, Осташков и многих других.

Путешествуя по глубинке, литератор описывал особенности диалектов, быта и нравов местных жителей, их промысловую деятельность, убранство жилищ.

Самое начало экспедиции выдалось для драматурга неудачным: лошади, которые везли Островского, вдруг понесли, и тарантас перевернулся. Писатель получил несколько сложных переломов и был вынужден несколько месяцев проходить лечение. За это время родилась новая пьеса – «Доходное место».

В ходе поездки автор постоянно вел записи, слушая истории местных купцов. Одна из них стала основой для пьесы «Не сошлись характерами» ‑ о супружестве разорившегося дворянина и дочери богатого купца. Вскоре свет увидело и произведение «Воспитанница» ‑ о богатой помещице Уланбековой, которая возомнила себя благодетельницей.

Первое двухтомное собрание произведений Островского было опубликовано в 1859 году при поддержке графа Кушелева-Безбородко. Эти сочинения получили высочайшую оценку Николая Добролюбова и закрепили за ним репутацию воспроизводителя подноготной общества.

Через год была издана знаменитая «Гроза», после чего Добролюбов написал рецензию – статью «Луч света в темном царстве».

В 1863 году за произведение «Гроза» Александру Николаевичу вручили Уваровскую премию и избрали членом-корреспондентом Петербургской академии наук.

В 1866 году Островский стал основателем Артистического кружка, выходцы из которого впоследствии выступали на столичных сценах

В конце 1870-х драматург начал изучать Смутное время и вел переписку с историком Н.И. Костомаровым. Результатом трудов стали «исторические хроники в стихах»: «Дмитрий-Самозванец и Василий Шуйский», «Василиса Мелентьева», «Кузьма Захарьич Минин-Сухорук».

В 1868 году в петербургском Александринском театре состоялась премьера постановки «На всякого мудреца довольно простоты». В центре сюжета – карьерист Егор Глумов, который добивается продвижения по службе при помощи связей. Тем временем он ведёт дневник, в котором высмеивает своих протекторов.

История Глумова на этом не закончилась, найдя свое продолжение в следующем произведении автора под названием «Бешеные деньги». Эта работа была опубликована на страницах журнала «Отечественные записки» в 1870 году.

Через год Александр Островский закончил пьесу «Лес» о состоятельной и деспотичной помещице, которая выбрала для своей племянницы выгодного жениха. В этот же период родились еще две работы – «Не все коту Масленица» и «Не было ни гроша, да вдруг алтын».

В 1873 году комиссия управления столичными театрами заказала писателю детскую сказку. Так на свет появилась «Снегурочка», музыку к которой создал П.И. Чайковский. Как вспоминал впоследствии Чайковский, работать с Островским было очень легко. Петру Ильичу так понравился текст автора, что музыку к произведению он написал за считанные дни.

Вскоре в «Отечественных записках» была опубликована пьеса «Волки и овцы», которую через несколько месяцев показали со сцен Малого и Александринского театров. Не успела отгреметь премьера, как актеры начали репетировать следующие постановки, созданные Островским – «Последняя жертва» и «Правда – хорошо, а счастье лучше».

В 1879 году свет увидела знаменитая «Бесприданница», через сто лет экранизированная советскими кинематографистами. Фабула для пьесы была взята из реальной криминальной хроники тех лет – в Костромской губернии произошел похожий случай.

В Обществе русских драматических писателей и оперных композиторов, основанном в 1874 году, Островский оставался руководителем до конца своих дней. Он возглавлял комиссию, пересматривающую законы по всем сферам театрального управления. Ему удалось добиться многих положительных реформ и улучшить положение актеров. Через год писатель был назначен на должность заведующего репертуарами столичных театров и занял пост директора театрального училища.

Зимой 1881 года драматург закончил работу над пьесой «Таланты и поклонники», сюжет которой развивается вокруг молодой актрисы, главная мечта которой – театральная слава и деньги. Комедия была опубликована в «Отечественных записках». Помимо написания пьес, автор занимался переводами произведений зарубежных классиков.

Через два года Островский в компании брата Михаила отправился путешествовать на Кавказ. Именно там он начал трудиться над произведением «Без вины виноватые», на которое, по его собственному признанию, было затрачено много времени и сил.

За всю творческую биографию драматург написал более 50 пьес и сделал массу переводов зарубежных классических произведений.

Хотя постановки по пьесам Островского приносили хорошую кассу, и по распоряжению императора Александра III ему платили 3 тысячи рублей ежегодной пенсии, финансовые проблемы тяготили автора до конца жизни. Здоровье подкосилось, и воплощать задуманные планы становилось все сложнее. Работа практически без отдыха нанесла непоправимый вред организму творца.

14 июня 1886 года Александр Островский умер, находясь в своем имении близ Костромы.

Рейтинг@Mail.ru
Подпись: Волгоградская областная специальная библиотека для слепых