«Как прекрасен этот мир!»

Основная проблема, решаемая с помощью данного проекта: отсутствие равных возможностей доступа к ценностям культуры и искусства для слепых и слабовидящих.

Цель проекта: внедрение на базе Волгоградской областной специальной библиотеки для слепых (ВОСБС) новой социальной услуги для людей с проблемами зрения - тифлокомментирования (аудиодескрипция).

 

Задачи проекта:

осуществление информационной поддержки, обеспечение информационного равенства инвалидов по зрению путем предоставления им визуальной информации в  форме тифлокомментирования;

обеспечение инвалидам по зрению практически одновременно со зрячими возможности в полной мере воспринять красоту произведений искусства, архитектуры, литературы, того, что является культурным и историческим наследием.

Проект рассчитан на:

Незрячих  и слабовидящих читателей

Специалистов, работающих с инвалидами  по зрению

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Обоснование значимости проекта.

Тифлокомменторование (аудиодескрипция) как новая социальная услуга для людей с проблемами зрения.

Снять часть информационных барьеров для лиц с нарушением зрения призван метод тифлокомментирования (от греч. typhlos – слепой, от лат. commentarius – заметки, толкование).

Тифлокомментирование — это лаконичное описание предмета, пространства или действия, которые непонятны незрячему (слабовидящему) без специальных словесных пояснений.

Тифлокомментарий — это целевая информация, специально подготовленная для незрячих (слабовидящих) для замещения (или дополнения) визуальной информации, которую воспринимает зрячий и которая из-за слепоты недоступна (или малодоступна) незрячим (слабовидящим)

Аудиодескрипция - это закадровое описание видеоряда, появляющиеся между диалогами, составленное сценаристом и начитанное тифлокомментатором. Она представляет собой комментарий визуальных элементов – жестов, предметов, костюмов, декораций. Таким образом, незрячие люди могут представить себе весь спектр визуальных приемов, которые использовал режиссер.

Из-за слепоты у незрячих людей возникает проблема с получением визуальной информации и удовлетворением своих образовательно-познавательных, культурно-эстетических, интеграционно-коммуникационных и других социально-личностных потребностей.

Потеря зрения становится ощутимым информационным барьером для лиц с нарушением зрения при посещении ими музеев и выставочных залов, театров и кинозалов, спортивных и других культурно-массовых мероприятий, просмотра телевизионных программ и не позволяет в полной мере воспринять красоту произведений искусства, архитектуры, литературы, того, что является культурным и историческим наследием.

Одним из современных направлений государственной социальной политики в отношении инвалидов в Российской Федерации является устранение визуальных информационных барьеров в получении социально значимой информации, в реализации законного права слепых и слабовидящих на информационное обеспечение, которое предусмотрено пунктом 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации и «право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям» (пункт 2 статьи 44). А также статьей 14 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Кроме этого в Российской Федерации реализуются мероприятия по социальной интеграции инвалидов, в т.ч. и по зрению, с учетом «Конвенции о правах инвалидов», принятой Генеральной ассамблеей ООН. Статья 30 Конвенции обязывает государства принимать меры по обеспечению инвалидов информацией, по организации их доступа к ценностям культуры и искусства:

Государства-участники признают право инвалидов участвовать наравне с другими в культурной жизни и принимают все надлежащие меры для обеспечения того, чтобы инвалиды:

- имели доступ к произведениям культуры в доступных форматах;

- имели доступ к телевизионным программам, фильмам, театру и другим культурным мероприятиям в доступных форматах;

- имели доступ к таким местам культурных мероприятий или услуг, как театры, музеи, кинотеатры, библиотеки и туристические услуги, а также имели в наиболее возможной степени доступ к памятникам и объектам, имеющим национальную культурную значимость…

Являясь консультационно-методическим центром по организации библиотечно-информационного обслуживания инвалидов для всех библиотек  области, Волгоградская областная специальная библиотека для слепых   внедряет новые, современные формы работы, основанные на всестороннем изучении и рациональном применении адаптивных технологий, занимается информационным обеспечением инвалидов по зрению и консультированием незрячих людей по вопросам использования современной тифлотехники. Оперативное предоставление информации незрячим – одна из приоритетных задач спецбиблиотеки.

 

Предоставление услуги по тифлокомментированию, является одним из инновационных направлений деятельности библиотеки по социальной реабилитации инвалидов по зрению средствами культуры и искусства.

 

Этапы деятельности:

Реализация проекта рассчитана на 3 года.

 

Первый этап:1, 2 месяцы; 3-10 месяцы

-изучение проблемы и готовности культурных учреждений региона к сотрудничеству

-обучение

-приобретение оборудования

-апробация оборудования

-проведение консультаций по использованию тифлотехнических средств (постоянно)

 

Второй этап: -11- 12 -й месяцы и далее

- организация тифлосопровождения мероприятий

- планомерное оказание услуг по тифлокомментированию мероприятий

- заключение соглашений с руководством творческих коллективов г.Волгограда о проведении совместных мероприятий с использованием тифлооборудования

- участие в массовых, социально-культурных мероприятиях Южного Федерального округа

 

Результатом деятельности по проекту будет:

 

· внедрение на базе Волгоградской областной специальной библиотеки для слепых (ВОСБС) новой социальной услуги для людей с проблемами зрения - тифлокомментирования (аудиодескрипция);

· осуществление информационной поддержки, обеспечение информационного равенства инвалидов по зрению путем предоставления им визуальной информации в форме тифлокомментирования;

· обеспечение инвалидам по зрению практически одновременно со зрячими возможности в полной мере воспринять красоту произведений искусства, архитектуры, литературы, того, что является культурным и историческим наследием;

· проведение методических консультаций со специалистами, работающими с инвалидами: учителями школы-интерната для слепых и слабовидящих, секретарей МО ВОС и ВОИ, социальных работников и др.;

· консультации инвалидов по зрению по работе с тифлотехникой.

Подпись: Волгоградская областная специальная библиотека для слепых
Рейтинг@Mail.ru