Однажды в Сочельник |
17 января 2025 г.
Рождественское время всегда было источником творческого вдохновения для композиторов разных эпох. Музыкальные произведения, созданные в этот период, отличаются особым настроением радости, тепла и волшебства. Они передают духовную суть праздника, его традиции и народные обычаи. В Волгоградской областной библиотеке для слепых с концертной программой «Однажды в Сочельник» выступили заслуженная артистка Республики Калмыкия, доцент кафедры вокального искусства Волгоградского государственного института искусств и культуры Светланa Катаевa и доцент кафедры фортепианного исполнительства Волгоградской государственной консерватории имени П.А. Серебряковa, концертмейстер Аннa Цепелевa. Для слушателей прозвучали лучшие образцы духовной христианской музыки, созданные композиторами разных эпох, которые впечатляют своей красотой и глубиной. Концерт был открыт музыкальным произведением «Аллилуйя» из мотета «In furore justiciae irae» («В ярости сжигающего гнева») композитора Антонио Вивальди, выдающегося представителя итальянской музыки эпохи позднего барокко. Затем последовала «Ave Maria» Иоганна Себастьяна Баха и Шарля Гуно. Это произведение — результат труда двух глубоко религиозных музыкантов: немецкого протестанта Баха и французского католика Гуно. Бах создал прелюдию для клавира, а спустя 130 лет Гуно добавил к ней свою мелодию. Несмотря на разницу в стилях и эпохах, обе части гармонично сочетаются друг с другом. Далее прозвучало произведение «Магнификат» Иоганна Себастьяна Баха, предназначенное для рождественской службы. В нем использованы тексты из Евангелия, исполняющиеся на немецком языке. Заключительные слова молитвы «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Аминь» завершают композицию.
Исполненный фрагмент из «Магнификата», ария сопрано «Quia respexit» («Что призрел»), продемонстрировал мастерство исполнения и глубину содержания произведения. Следующим номером программы стал «Аминь, аллилуйя» Георга Фридриха Генделя, одна из самых распространенных аккламаций в западно-христианских конфессиях. Интересной является история создания известной «Ave Maria» Джулио Каччини. На самом деле, это произведение принадлежит советскому композитору Владимиру Вавилову, который искусно имитировал стиль старинной музыки. Позже, возможно благодаря усилиям самого Вавилова или одной из первых исполнительниц Ириной Архиповой, произведение стало ассоциироваться с именем итальянского композитора. Сегодня большинство специалистов признают авторство Владимира Вавилова, однако иногда на сцене всё еще упоминается имя Каччини. Это произведение очень узнаваемо. И поэтому вызвало восторженный отклик зрителей. Благодарные слушатели горячо приветствовали артистов. Надо отметить, что зал был полон. Помимо постоянных читателей библиотеки концерт посетили гости из Волгоградской области - подопечные Ергенинского дома-интерната, Калачевского, Суровикинского, Царевского, Волжского ПНИ и «Волгоградского областного геронтологического центра». Завершила программу «Аллилуйя» Игоря Соневицкого, украинского музыкального исследователя, композитора и дирижера, эмигрировавшего в США в 1950-е годы. Соневицкий особенно ярко выражает себя в духовной музыке, передавая через неё свои глубокие чувства и веру. Эпохи барокко, классицизма, романтизма и современности оставили нам множество музыкальных шедевров, созданных под влиянием рождественской тематики. Эти произведения остаются актуальными и сегодня, продолжая радовать слушателей своим неповторимым звучанием и атмосферой праздника. Этой волшебной атмосферой прониклись гости библиотеки. Все присутствующие на концерте выражали искреннее восхищение исполнительскому мастерству артистов. |