Огней так много золотых… |
А вы никогда не задавались вопросом – почему «огней так много золотых» именно на улицах Саратова? Очевидно, он был у автора стихов этой песни – Николая Доризо. А вот, что касается холостых парней, которых так много в Саратове - это факт. Вот один из них – стоит прямо напротив гостиницы «Волга». Стоит под часами, терпеливо ждёт, правой рукой придерживает пиджак, перекинутый через плечо, а в левой - сжимает букетик ромашек. Жалко только, что изготовлен этот парень из металла. И не в переносном, а в самом прямом смысле… В 2009 году в центре города открыли эту бронзовую скульптуру, словно вышедшую на улицу из знаменитой песни. Недолго – и уже появилась городская легенда о том, что памятник приносит счастье одиноким девушкам — достаточно постоять рядом с холостяком и подержаться за букетик. Улица, на которой расположен памятник… Сколько у неё имён! Немецкая – до революции, имени Республики – после, с 1935 года она носила имя Сергея Мироновича Кирова. Сегодня – это Проспект Столыпина. А в народе – Саратовский Арбат. Пешеходная зона для прогулок, мечтаний, встреч, творчества… На этой улице расположено множество интереснейших городских локаций, самобытных фотозон. Но одно из этих мест – особенное. Консерватория! Увидев её, вы не сможете оторваться. Будете рассматривать и расспрашивать, пытаться ущипнуть себя – так ли это? Не сон? Не мираж? Не видение? Нет, это не обман зрения. Просто автор реконструкции здания - Семён Каллистратов выпустил наружу свои архитектурные фантазии и получилось готическое чудо в центре Поволжья. То ли рыцарский замок, то ли средневековая ратуша, вытянутая и устремлённая в синь неба. Стрельчатые крыши-башенки разной высоты, шпили и весьма своеобразные украшения на стенах, выполненные в виде выступающих из фасада полуколонн, увенчанных фигурками… стилизованных собак. Подняв остроконечные мордочки вверх, они завывают, очевидно, отпугивая злых духов. Это здание – самый узнаваемый символ Саратова. На площади Столыпина - памятник . На четырёхметровом постаменте фигура могучего человека в строгом форменном кителе. Фуражка покоится в правой руке. Обнажённая голова чуть склонена. На пьедестале надпись - «Нам нужна великая Россия!» Это известнейшая фраза Столыпина. С четырёх сторон памятник окружают отлитые в бронзе фигуры крестьянина, священника, кузнеца и воина. Недолго пробыл Пётр Аркадьевич губернатором Саратовской губернии. Оценив, призвали его в Санкт-Петербург, где и продолжил он своё государственное служение. Напротив памятника расположился художественный музей имени Радищева. Музей художественный, а история, связанная с его появлением – политическая. Музей был открыт в 1885 году по инициативе художника Алексея Боголюбова, внука писателя Александра Радищева. Реабилитация «поруганного имени деда» стала для Алексея Петровича делом всей жизни. Даже через поколения не смогла пережить семья осуждение и ссылку Радищева за его нетленное «Путешествие из Петербурга в Москву»! В итоге – появился замечательный музей, обладающий уникальной коллекцией, размещённый в специально отстроенном собственном здании. Он стал первым общедоступным художественным музеем в Российской империи. Сегодня скульптурное изображение Александра Николаевича Радищева расположено перед музеем его имени. Конечно, в городе есть и новые унифицированные кварталы, но его центр сохранил свою индивидуальность, атмосферу старины, спокойного течения провинциальной жизни. Здесь и величественные здания – массивные обломки губернского прошлого, олицетворение всей мощи имперской власти. И небольшие дома-усадьбы с чудесной архитектурой дореволюционной поры. Витиеваты решетки, балконы, небольшие уютные внутренние дворики. Следующее фактурное здание, без которого описание старой части города было бы неполным – «Автогараж С.И. Соколова и З.И. Иванова». Казалось бы, ну, что интересного можно придумать по этому поводу в плане архитектуры? Отнюдь! Роскошный небольшой особняк в стиле «модерн» с совершенно неповторимым скульптурным украшением фасада. На нём – фигурка ангела и барельеф несущегося на всех парах, будто летящего, старинного автомобиля. Глядя на него почему то сразу возникает ассоциация с «Антилопой-Гну» из знаменитого романа «Золотой телёнок». Но тут всё просто. В своё время владельцы «модернового» гаража начали сдавать автомобили в прокат, разместив по этому поводу соответствующее объявление и предоставляя для проката, мягко говоря, не совсем новоё авто. Наблюдал происходящее корреспондент газеты «Гудок» Илья Ильф, в творческом воображении которого сразу же возникла и колоритная фигура шофера Адама Козлевича, и знаменитая «Антилопа». Но, что там Козлевич! Имя «великого комбинатора» тоже родом из Саратова! С его историей связано ещё одно великолепное здание в центре города. Трёхэтажный доходный дом, который стоит и поныне, венчает красивейший карниз, над которым возведён аттик – специальная декоративная ниша с установленной в ней огромной по размерам скульптурой царя зверей - льва. И этот дом, и лев, и идея царственного превосходства, которую он воплощал – связаны с именем владельца здания - Андрея Бендера. Это имя долгие годы было выбито на фасаде. Его и увидели авторы «Двенадцати стульев» и «Золотого телёнка». Увидели, впечатлились ...ну, а дальнейшее всем хорошо известно. А ещё в Саратове просто необходимо посетить здание городского крытого рынка, архитектурного шедевра начала ХХ века. Для его создания творческая группа три года посещала различные города: Одессу, Ригу, Санкт-Петербург, Москву, а также другие города Европы. В итоге, за основу были взяты Мировские торговые ряды в Варшаве и Бессарабский рынок в Киеве. И обязательно загляните к зданию купеческой биржи… и в областной музей краеведения... и в городской парк Липки… и в Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышеевского… Множество мест. Обилие персонажей. Заманчивые городские легенды. Ожившая история. Наше виртуальное путешествие в губернский город С* мы начали цитатой, цитатой и закончим. Всем известно выражение из комедии «Горе от ума», отводящее Саратову роль замшелой провинции. Возможно, такое и имело место быть, но только в момент создания Грибоедовым своего бессмертного творения - в 1824 году. А в начале ХХ века за наличие двух музеев, огромного количества просветительских обществ, университета и консерватории, Саратов получил название «культурной столицы Поволжья». Поэтому сегодня отправиться «В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов», увы, не получится… По губернскому Саратову путешествовала работник ГКУКВО «ВОСБС» Ирина Рябец. |