Огней так много золотых…

Подпись: Волгоградская областная специальная библиотека для слепых
Рейтинг@Mail.ru

А вы никогда не задавались вопросом – почему «огней так много золотых» именно на улицах Саратова? Очевидно, он был у автора стихов этой песни – Николая Доризо.

А вот, что касается холостых парней, которых так много в Саратове - это факт. Вот один из них – стоит прямо напротив гостиницы «Волга». Стоит под часами, терпеливо ждёт, правой рукой придерживает пиджак, перекинутый через плечо, а в левой - сжимает букетик ромашек.

Жалко только, что изготовлен этот парень из металла. И не в переносном, а в самом прямом смысле…

В 2009 году в центре города открыли эту бронзовую скульптуру, словно вышедшую на улицу из знаменитой песни. Недолго – и уже появилась городская легенда о том, что памятник приносит счастье одиноким девушкам — достаточно постоять рядом с холостяком и подержаться за букетик.

Улица, на которой расположен памятник… Сколько у неё имён! Немецкая – до революции, имени Республики – после, с 1935 года она носила имя Сергея Мироновича Кирова. Сегодня – это Проспект Столыпина. А в народе – Саратовский Арбат. Пешеходная зона для прогулок, мечтаний, встреч, творчества…

На этой улице расположено множество интереснейших городских локаций, самобытных фотозон. Но одно из этих мест – особенное.

Консерватория! Увидев её, вы не сможете оторваться. Будете рассматривать и расспрашивать, пытаться ущипнуть себя – так ли это? Не сон? Не мираж? Не видение?

Нет, это не обман зрения. Просто автор реконструкции здания - Семён Каллистратов выпустил наружу свои архитектурные фантазии и получилось готическое чудо в центре Поволжья.

 То ли рыцарский замок, то ли средневековая ратуша, вытянутая и устремлённая в синь неба. Стрельчатые крыши-башенки разной высоты, шпили и весьма своеобразные украшения на стенах, выполненные в виде выступающих из фасада полуколонн, увенчанных фигурками… стилизованных собак. Подняв остроконечные мордочки вверх, они завывают, очевидно, отпугивая злых духов.

Это здание – самый узнаваемый символ Саратова.

На площади Столыпина - памятник . На четырёхметровом постаменте фигура могучего человека в строгом форменном кителе. Фуражка покоится в правой руке. Обнажённая голова чуть склонена. На пьедестале надпись - «Нам нужна великая Россия!» Это известнейшая фраза Столыпина. С четырёх сторон памятник окружают отлитые в бронзе фигуры крестьянина, священника, кузнеца и воина.

Недолго пробыл Пётр Аркадьевич губернатором Саратовской губернии. Оценив, призвали его в Санкт-Петербург, где и продолжил он своё государственное служение.

Напротив памятника расположился художественный музей имени Радищева. Музей художественный, а история, связанная с его появлением – политическая.

Музей был открыт в 1885 году по инициативе художника Алексея Боголюбова, внука писателя Александра Радищева. Реабилитация «поруганного имени деда» стала для Алексея Петровича делом всей жизни. Даже через поколения не смогла пережить семья осуждение и ссылку Радищева за его нетленное «Путешествие из Петербурга в Москву»!

В итоге – появился замечательный музей, обладающий уникальной коллекцией, размещённый в специально отстроенном собственном здании. Он стал первым общедоступным художественным музеем в Российской империи.

Сегодня скульптурное изображение Александра Николаевича Радищева расположено перед музеем его имени.

Конечно, в городе есть и новые унифицированные кварталы, но его центр сохранил свою индивидуальность, атмосферу старины, спокойного течения провинциальной жизни.

Здесь и величественные здания – массивные обломки губернского прошлого, олицетворение всей мощи имперской власти.

И небольшие дома-усадьбы с чудесной архитектурой дореволюционной поры. Витиеваты решетки, балконы, небольшие уютные внутренние дворики.

Следующее фактурное здание, без которого описание старой части города было бы неполным – «Автогараж С.И. Соколова и З.И. Иванова». Казалось бы, ну, что интересного можно придумать по этому поводу в плане архитектуры? Отнюдь!

Роскошный небольшой особняк в стиле «модерн» с совершенно неповторимым скульптурным украшением фасада. На нём – фигурка ангела и барельеф несущегося на всех парах, будто летящего, старинного автомобиля.

Глядя на него почему то сразу возникает ассоциация с «Антилопой-Гну» из знаменитого романа «Золотой телёнок».

Но тут всё просто. В своё время владельцы «модернового» гаража начали сдавать автомобили в прокат, разместив по этому поводу соответствующее объявление и предоставляя для проката, мягко говоря, не совсем новоё авто. Наблюдал происходящее корреспондент газеты «Гудок» Илья Ильф, в творческом воображении которого сразу же возникла и колоритная фигура шофера Адама Козлевича, и знаменитая «Антилопа».

Но, что там Козлевич! Имя «великого комбинатора» тоже родом из Саратова! С его историей связано ещё одно великолепное здание в центре города. Трёхэтажный доходный дом, который стоит и поныне, венчает красивейший карниз, над которым возведён аттик – специальная декоративная ниша с установленной в ней огромной по размерам скульптурой царя зверей - льва.

И этот дом, и лев, и идея царственного превосходства, которую он воплощал – связаны с именем владельца здания - Андрея Бендера. Это имя долгие годы было выбито на фасаде. Его и увидели авторы «Двенадцати стульев» и «Золотого телёнка». Увидели, впечатлились ...ну, а дальнейшее всем хорошо известно.

А ещё в Саратове просто необходимо посетить здание городского крытого рынка, архитектурного шедевра начала ХХ века. Для его создания творческая группа три года посещала различные города: Одессу, Ригу, Санкт-Петербург, Москву, а также другие города Европы. В итоге, за основу были взяты Мировские торговые ряды в Варшаве и Бессарабский рынок в Киеве.

И обязательно загляните  к зданию купеческой биржи…

и в областной музей краеведения...

и в городской парк Липки…

и в Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышеевского…

Множество мест. Обилие персонажей. Заманчивые городские легенды. Ожившая история.

Наше виртуальное путешествие в губернский город С* мы начали цитатой, цитатой и закончим. Всем известно выражение из комедии «Горе от ума», отводящее Саратову роль замшелой провинции. Возможно, такое и имело место быть, но только в момент создания Грибоедовым своего бессмертного творения - в 1824 году.

А в начале ХХ века за наличие двух музеев, огромного количества просветительских обществ, университета и консерватории, Саратов получил название «культурной столицы Поволжья».

Поэтому сегодня отправиться «В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов», увы, не получится…

По губернскому Саратову путешествовала работник

ГКУКВО «ВОСБС» Ирина Рябец.

Огней так много золотых…Огней так много золотых…Огней так много золотых…Огней так много золотых…Огней так много золотых…Огней так много золотых…Огней так много золотых…Огней так много золотых…Огней так много золотых…Огней так много золотых…Огней так много золотых…Огней так много золотых…Огней так много золотых…Огней так много золотых…Огней так много золотых…Огней так много золотых…Огней так много золотых…Огней так много золотых…Огней так много золотых…