АСТРАХАНСКИЙ КРЕМЛЬ |
«Где смотрит Африкой Россия» В. Хлебников
Цитрахань, Аджитархан, Аштархан, Хаджи-Тархан… Если открыть томик стихов поэта серебряного века, Велимира Хлебникова, и прочесть поэму «Хаджи-Тархан», то станет понятно, что это все о ней, его любимой родине – Астрахани, об одном из старинных и крупнейших городов юга нашей страны. «Ты видишь город стройный, белый, И вид приволжского кремля…», – писал поэт. В самом центре города, на одном из холмов - Заячьей губе, окруженный реками Волгой, Кумой и Царевым ериком, раскинулся белокаменный кремль – образец древнерусского зодчества. Сейчас кремль - это музейный архитектурный комплекс, состоящий из оборонительных и культовых сооружений, построенных русскими зодчими в XVI-XVII веках. Вокруг него разбит красивый парк, по которому хочется прогуляться, подняться на средневековый холм и дотронуться рукой до крепостной стены, бережно хранящей далекую историю нашей страны! Астраханский кремль имеет семь из восьми, сохранившихся башен. Так, через две - Пречистенскую и Никольскую, являющихся проходными воротами, можно свободно попасть на его территорию. Пройдя через ворота восьмидесятиметровой Пречистенской башни-колокольни, мы оказались на Соборной площади. По словам гида, чертежи будущей астраханской твердыни лично утверждал царь Иван Грозный. Стройка велась под руководством московских зодчих Михаила Вельяминова и Дея Губастого. Примечательно, что для сооружения Астраханского кремля камни и кирпичи добывались на развалинах золотоордынской столицы Сарая Бату. Восхищает мощь оборонительных башен и стен, высота которых составляет от 3 до 8 метров, а толщина от 5 до 12 метров! Но, все же, над всей кремлевской площадью господствует вертикальная четырехъярусная Пречистенская башня-колокольня. Она красуется в обрамлении белокаменных узоров, а на последнем ее ярусе установлены часы. Более ста лет, в полдень и в полночь, они исполняют бессмертную композицию Федора Глинки «Славься». Обзорная экскурсия по Соборной площади продолжилась у главного входа в кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы, созданный мастерами XVII века. Пятиглавый храм с золочеными куполами -это светлое двухэтажное строение кубической формы с множеством окон. Верхний этаж здания опирается на четыре внушительные мраморные колонны, где проходят праздничные богослужения, нижний – огражден галереей-гульбищем. Следом, с восточной стороны собора находится алтарь. Храм восхищает! Безусловно, Успенский собор Астраханского кремля – это великолепный образец древнерусского градостроения! Подтверждение тому - неповторимые фасады с белокаменной резьбой и фигурными балюстрадами, карнизы, выполненные из фасонного кирпича и наличники, украшенные различными вставками с резным орнаментом рисунка. Но особую воздушность ему придают окна, в них много прозрачности и света, как в стихах Хлебникова: «Толпа прозрачно-светлых окон Под шаровыми куполами». Так, в разное время в церковном хоре Успенского собора пели два выдающихся в будущем астраханца – поэт и филолог Василий Тредиаковский и знаменитый художник Борис Кустодиев. По широкой двухмаршевой лестнице можно не только попасть внутрь храма и на галерею, но и на округлую площадку Лобного места. Здесь в старину оглашались царские указы и вершились суды над преступниками. Под площадкой были оборудованы Судная палата и Пыточный подвал. Наша экскурсия продолжилась рассказом о соборе Троицы Животворящей – одном из самых древних культовых сооружений Астраханского кремля. Его основателем, настоятелем и покровителем являлся игумен Кирилл. Первоначально под его руководством был выстроен деревянный храм с монашескими кельями, трапезной и церквями. Но в XVII веке все постройки сгорели в страшном пожаре. Потом храм и подворье в разные годы восстанавливали, перестраивали, реставрировали. Сейчас соборный комплекс, выполненный из камня, состоит из Троицкой, Сретенской, Введенской церквей и трапезных палат. А южное астраханское солнце отражается в луковках куполов и в золоченных крестах. Недалеко от стен Троицкого собора стоит Кирилловская часовня – место упокоения основателя и настоятеля игумена Кирилла. К сожалению, первоначальный облик часовни был утрачен. Сейчас Кирилловская часовня - это сооружение кубической формы, с портиком и колоннами в стиле ампир. Венчает часовню сферический купол с золоченым крестом. Астраханский кремль – это еще и памятник оборонительного искусства. Так, восхищение и почтение вызывают кремлевские башни, овеянные славой истории. Одна из них – Артиллерийская. Башня представляет собой четырехъярусное сооружение ромбовидной формы, соединенное лестницами. В толще ее стен устроены 15 ниш-бойниц для пушек. Здесь, в сухих погребах, некогда хранили порох и артиллерийские припасы. Свое второе название, Пыточная, она получила после того, как в ее застенках пытали участников разинского восстания. В настоящее время в Артиллерийской башне организована необычная музейная экспозиция средневековых орудий наказания. Но посмотреть выставку могут только те, кому уже исполнилось 16 лет. Другая башня – Красные ворота. По словам экскурсовода она названа так потому, что когда-то стояла на возвышенности у волжской крутояри. Высота гиганта 37 метров. Внизу, у подножья башни когда-то плескались волны, а ее защитники могли с любой стороны отразить вражеское нападение. Очутившись на верху сооружения, мы не только увидели весь кремль, но и часть Астрахани, Волгу с цветущими в заводях лотосами и, даже, то место, где когда-то была резиденция Степана Разина. Просто, дух захватывает от такой красоты! Но вот, о невысокой Житной башне этого сказать нельзя. Она имеет всего 9 бойниц и предназначалась, в основном, для охраны, вплотную примыкавшего к ней с юга Житного двора. Здесь хранились запасы зерновых. Именно отсюда, с крыш амбаров, повстанцы Разина попали в кремль и какое-то время удерживали его. Пушки другой пятиярусной Крымской башни охраняли рубеж с запада и были направлены на дорогу в сторону Крыма, чтобы отражать частые нападения воинственного Крымского ханства. Следующая – Архиерейская башня, напоминающая архитектурой остальные башни кремля. Свое название она получила благодаря Архиерейским палатам, располагавшимся неподалеку. К сожалению, с течением времени башня утратила навсегда некоторые первоначальные элементы архитектурного облик. Сейчас – это четырехъярусное строение квадратной формы с 12 бойницами, поднимающееся на высоту около 15 метров. Наша экскурсия закончилась, и с массой впечатлений мы покинули Астраханский кремль, выйдя через Никольские ворота. Однако, каждый из нас высказал мнение, что еще раз посетит Астрахань – оборонительный рубеж России, древнерусскую святыню.
Валентина Улановская |