Подпись: Волгоградская областная специальная библиотека для слепых
Рейтинг@Mail.ru

«Храм Воскресения Христова на Крови»

Город трех революций, культурная столица, Северная Пальмира, город на Неве, Северная Венеция, город белых ночей…

Угадали город? Да, это неповторимый, удивительный Санкт-Петербург, один из красивейших мегаполисов мира, не похожий ни на один из других российских городов, посмотреть на который приезжают путешественники из разных уголков планеты. Путешествуя по Петербургу, ты будто бы перемещаешься во времени, находясь одновременно и в прошлом, и в настоящем. Его знаменитые памятники архитектуры, дворцы, музеи с уникальными коллекциями живописи и скульптуры, театры, разводные мосты, фонтаны и величественные храмы позволяют прикоснуться к богатой истории нашей страны.

Для меня воспоминания о Петербурге неразрывно связаны с одним из самых, пожалуй, красивых храмов России ‑ Храмом Воскресения Христова на Крови, или, как его называют по-другому, Спаса на крови. Прошу прощения, если рассказ мой об этом уникальном месте покажется длинноватым. Но как рассказать об этом храме кратко, если его история содержит огромное количество любопытных фактов…

Расположенный в историческом центре Петербурга, на Набережной канала Грибоедова, храм впечатляет своей монументальностью и величием. Спас на Крови не только по архитектурным, но и по художественным характеристикам является совершенно уникальным и самобытным. А ещё храм просто окутан многочисленными легендами. Подобного храма нет нигде в мире. «Почему?»,- спросите вы. Сейчас расскажу…

Начну с его истории. Строительство храма было начато после трагических событий 1 марта 1881 года, когда террористы бросили бомбу под ноги царя, оборвав жизнь императора Александра II. Уже на следующий день было принято решение в память о нём установить на месте убийства часовню, которую построили уже к апрелю этого же года. Проект разработал архитектор Леонтий Бенуа. На этом месте она простояла до весны 1883 года. Однако, наследник престола, Александр III заявил, что желательно было бы построить храм. Был объявлен конкурс на лучший проект, в котором участвовало немало маститых архитекторов. Император одобрил проект архитектора Парланда и архимандрита Игнатия.

18 октября 1883 года состоялась торжественная закладка Спаса на Крови. Строился храм долго. Для его строительства был даже «передвинут» канал Грибоедова! Поскольку по проекту точное место гибели императора должно было находиться на территории храма. А такое расположение было возможно лишь при изменении русла канала.

Первая панихида по императору Александру II состоялась только в 25-ю годовщину смертельного покушения. Храм, к тому времени, ещё не был достроен. Собор Воскресения Христова находился на государственном содержании, однако пускали туда только по пропускам. В основном, его посетителями были члены императорской семьи и их приближенные. После революции 1917 года храм открыли для всех прихожан, но выделение средств от государства прекратилось.

В годы революции некоторые живописные иконы и оклады, украшенные драгоценными камнями и золотом, были утрачены безвозвратно. Сейчас на их месте висят фотографии тех икон, которые там когда-то были. А вот мозаичные сохранились.

За дальнейшую непростую историю нашей страны храм много раз подвергался испытаниям и не раз был на грани уничтожения. В 1930 году вышло постановление о его закрытии. В следующем году – о разрушении Спаса. При этом, указывалось, что он не имеет никакой архитектурной ценности. Однако, сроки разборки в этом документе оговорены не были, и это спасло храм.

Вновь решение о сносе Спаса на Крови было принято в 1938 году. Планировалось его разобрать, фрагменты убранства передать в музеи, а редкие минералы пустить на другое строительство. К 1941 году уже начались подготовительные работы к его демонтажу, но тут началась война.

В годы блокады в храм свозили тела погибших ленинградцев. Здесь был районный морг. Когда блокада, наконец, была прорвана, а тела захоронены, то до конца войны здание Спаса на Крови приспособили под хранилище картофеля. Жители города даже называли его «Спасом на картошке».

А после Великой Отечественной войны здесь размещался склад декораций Малого оперного театра. Но однажды случился пожар, декорации загорелись. Храму и уникальной мозаике был нанесен значительный ущерб.

Вопрос о его сносе вставал и в 1956 году, когда город стал активно перестраиваться, и храм мешал плану строительства новых дорог северной столицы. Дешевле было его снести, чем прокладывать обходную дорогу. Но в этот раз уникальный храм отстояли историки, архитекторы и искусствоведы. За его сохранение горой встали руководители сразу нескольких ленинградских музеев.

В 1961 году в центральном куполе храма реставраторы случайно обнаружили немецкий фугасный снаряд весом около ста пятидесяти килограммов, который застрял в перекрытиях и пролежал там никем не замеченный, целых 18 лет. Была проведена уникальная операция, потребовавшая от её участников не только мастерства, но и огромного самообладания и мужества. Снаряд был извлечён и уничтожен. По городу пошло поверье, что храм заговорен и его невозможно разрушить.

И только в 1968 году Спас на Крови был взят под охрану государства. Началась его реставрация. Очень много лет он был обнесен строительными лесами, о которых пел Александр Розенбаум:

«…Хочу хранить историю страны своей,

Хочу открыть Михайлов замок для людей.

Хочу придать домам знакомый с детства вид,

Мечтаю снять леса со Спаса на Крови…»

Ленинградцы злословили, что эти леса будут стоять, пока стоит советская власть. Их убрали летом 1991 года, а вскоре Советский Союз действительно прекратил свое существование.

А если серьезно, леса на Спасе периодически появляются и до сих пор. В этом, 2023 году, храм мы видели снова в лесах…

Вообще, с Храмом Воскресения Христова на Крови связано немало чудесных совпадений. Например, в годы гражданской войны, чтобы спасти святыню - кресты храма, которые могли пойти на переплавку, тайно сняли и спрятали на дне канала Грибоедова. Через много лет храм начали реставрировать, но отыскать кресты никак не удавалось. Случайный прохожий помог отыскать их в канале.

Ещё одна легенда стала, пожалуй, самой известной. По Петербургу ходили слухи, что если смотреть долго, не отрывая взгляда на одну особенную икону из этого храма, то можно увидеть на ней даты ключевых событий нашей истории. И что она предупреждала об Октябрьской революции, Великой Отечественной войне и смерти Сталина. А хранится она где-то на чердаке Спаса на Крови. Однако, самой иконы из ныне живущих никто не видел.

Когда основные реставрационные работы храма были завершены, Спас на Крови открылся для посетителей. Это произошло спустя 90 лет со дня его первого освящения – 19 августа 1997 года.

В 2004-м, после 70-летнего перерыва, в Спасе на Крови была отслужена литургия. А в 2014-м – открылся приход собора Воскресения Христова. Службы здесь совершаются по выходным.

Внешняя отделка Спаса не похожа ни на один другой храм. В декоре здания использован кирпич, мрамор, гранит, разноцветная эмаль, позолоченная медь и мозаика. Здание увенчано девятью главами, которые покрыты цветными эмалированными медными пластинами и позолотой. Высота центрального купола возносится над землёй ровно на 81 метр, как напоминание о годе гибели Александра II – 1881. Другой купол имеет высоту 63 метра. Именно столько лет было убиенному государю. А богато украшенный крест на колокольне Спаса венчает маленькая позолоченная царская корона.

Поражают и его размеры. Внутри собора одновременно может находиться до 1600 человек. В западной части храма, над местом смертельного ранения императора устроена сень. Под ней сохранена часть мостовой и ограждение набережной канала, обагрённые кровью Царя. Над сенью находится колокольня с большим золотым куполом. Внутри храм выглядит словно яркая, сказочная шкатулка. Уже при входе поражает воображение великолепие и богатство его отделки. Огромное количество фактур и оттенков разных пород итальянского и российского мрамора украшают пол и стены. Неповторимость ему придаёт оригинальный рисунок уральской и алтайской яшмы, удивительной красоты порфира, орлеца, серпентинита и родонита.

С первых шагов по храму появляется такое ощущение, что вы находитесь не только в храме, но и в удивительном музее камня. Ведь Спас на крови практически полностью отделан мозаикой. Площадь мозаичных панно - 7065 квадратных метров, а создавали их талантливейшие отечественные мастера. Эскизы изображения икон и библейских сюжетов были созданы великими живописцами Виктором Васнецовым, Михаилом Нестеровым, Андреем Рябушкиным, Василием Беляевым, Николаем Харламовым под руководством архитектора Альфреда Парланда. Всего над созданием мозаики работали более 30 художников. Интерес вызывает способ создания мозаичных панно. Был использован «венецианский» способ набора. Живописный оригинал в зеркальном отображении переводили на плотную бумагу. Потом, рисунок делили на части, и на каждую наклеивали кусочки смальты (лицевой стороной вниз). Готовую мозаику окружали рамой и заливали цементным раствором. После чего, готовые мозаичные блоки крепились к стене, швы между ними заполнялись мастикой, по которой композиция затем уже «добиралась» прямым способом. Такой способ отделки храма позволил ему пережить все невзгоды, а их на протяжении его долгой истории было немало…

Убеждена, что Спас на Крови – это один из самых красивых и великолепных соборов не только города на Неве, но и всей России. Он впечатляет нас своей монументальностью, величием и поражает своей многострадальной историей…

Лариса Карнаш

«Храм Воскресения Христова на Крови»«Храм Воскресения Христова на Крови»«Храм Воскресения Христова на Крови»«Храм Воскресения Христова на Крови»«Храм Воскресения Христова на Крови»«Храм Воскресения Христова на Крови»«Храм Воскресения Христова на Крови»«Храм Воскресения Христова на Крови»