Подпись: Волгоградская областная специальная библиотека для слепых
Рейтинг@Mail.ru

Военно–исторический хронограф.

«Гаситель»: история и современность»

31 октября 2023 года

 

В местной организации ВОС Ворошиловского района сотрудником ВОСБС Романенко С.А. было проведено мероприятие: «Гаситель» ‑ история и современность».

Участникам мероприятия было рассказано о судьбе легендарного пожарного парохода «Гаситель», связанного со славной историей Царицына-Сталинграда-Волгограда. Также ведущая мероприятия ознакомила участников с воспоминаниями о службе на корабле капитана Петра Васильевича Воробьева и рулевого Петра Ивановича Шкарупина.

Среди воинских памятников Волгограда этот скромный кораблик, навечно пришвартованный на волжском берегу, занимает сегодня не самое заметное место. А было время – каждый проходящий теплоход приветствовал его протяжным гудком, отдавая дань памяти мужественным защитникам Красного Царицына, героям обороны Сталинграда и тысячам безвестных тружеников, строивших город и поднимавших его из руин.

А начиналась история парохода с того, что Сормовские корабелы по заказу Царицынских пароходных компаний «Русь», «Нобель» и «Кавказ и Меркурий» меньше чем за два года спроектировали и построили уникальное, по тем временам, пожарно-спасательное судно: два мощных двигателя; стальной корпус; поршневые насосы, способные подавать до четырех тысяч кубометров воды в час. Спустили корабль на воду в 1903 году.

Раскошелиться судовладельцев заставил страшный пожар на царицынских пристанях и на рейде 23 июня 1901 года. В Царицыне в то время маневренного портового флота, способного и караван развести, и с огнем бороться, не было. Загорелась беляна, огонь погасить не удалось, и он перекинулся на соседнюю беляну, далее на берег, запылали штабеля леса. От них загорелись лесозаводы. Береговая пожарная служба тоже не смогла справиться с пожаром. От заводов загорелись поселки Ельшанка и Купоросный. Огонь бушевал три дня. Три завода выгорели дотла. Из двадцати девяти белян, стоявших на рейде, спасти удалось только семь. Убыток составил 13 миллионов рублей.

Пожарный корабль назвали «Царев», и он оправдал надежды создателей. За последующие полтора десятка лет нет сведений о сколько-нибудь значимых катастрофах. Значит, тонущие корабли удавалось спасать, а пожары вовремя тушить.

В годы Гражданской войны «Царев» активно участвовал в боевых действиях. Команда судна проявляла героизм и смелость, на палубе были установлены пушка и пулемет. И корабль отправили на передовую. Быстроходный и маневренный он перевозил красноармейцев, сопровождал суда с оружием, эвакуировал раненых. После войны вернулся к работе по назначению - тушению пожаров. В 1926 году корабль был переименован в «Гаситель».

Во время страшной Сталинградской битвы «Гаситель» использовали для переправы оружия и продовольствия войскам в город, он тушил пожары на берегу и других суднах, помогал эвакуировать раненых бойцов и городских жителей. В октябре 1942 года корабль затонул неподалеку от Сарепты, а в 1943 году судно подняли со дна Волги, в его корпусе насчитали около трех с половиной тысяч пробоин, отремонтировали, и еще около 23 лет «Гаситель» служил Родине в Волгограде. И продолжал служить даже после официального списания – его не пустили на металлолом, а затопили напротив Центральной набережной, превратив в водоотбойную дамбу.

В 1974 году пожарный катер «Гаситель» был поднят со дна Волги, чтобы стать памятником, а 6-го ноября 1977 года на Центральной набережной Волгограда был открыт мемориал в честь волжских речников и пожарных, которые героически защищали город и его жителей в годы Гражданской и Великой Отечественной войн.

Участники мероприятия с большим интересом прослушали историю славной биографии пожарного корабля «Гаситель», о мужестве и сноровке его героической команды.

В ходе мероприятий, посвящённых 80-летию Великой Победы, реализация подобных форм популяризации военно-исторического наследия Волгоградского региона для инвалидов по зрению, будет продолжена.

Военно–исторический хронограф.
«Гаситель»: история и современность»