Подпись: Волгоградская областная специальная библиотека для слепых
Рейтинг@Mail.ru

«Как желтый одуванчик у забора»

19 марта 2022 года

 

Волгоградская областная специальная библиотека для слепых провела презентацию инклюзивной викторины с элементами тифлокомментирования «Как желтый одуванчик у забора». Работа была выполнена в рамках участия библиотеки в реализации регионального проекта «Книжный ЭМОВИРУС» ГБУК ВОУНБ имени М. Горького.

В связи со спецификой основной массы посетителей нашей библиотеки, которую составляют незрячие и слабовидящие читатели, апробация викторины была проведена в ходе очередного заседания творческого клуба «Серебряный свет». На мероприятии присутствовали представители Ворошиловского, Дзержинского, Краснооктябрьского, Центрального районов г. Волгограда, г. Волжского, а также путём on-line подключения ‑ г. Актобе (республика Казахстан).

Ведущая – заведующая отделом библиотеки, профессиональный тифлокомментатор Наталья Пряникова рассказала собравшимся о проекте «Книжный ЭМОВИРУС», о его основных цветовых константах, о концепции Роберта Плутчека, которая была положена в основу проекта.

Был дан тифлокомментарий эмблемы проекта, «Цветового колеса эмоций», протифлокомментирована одна из эмометок, которыми авторы проекта предлагают маркировать книги. Было объяснено, что в соответствии с концепцией проекта, период с марта по май обозначается желтым цветом, поэтому викторина ВОСБС, проводимая в марте, была названа строчкой стихотворения А. Ахматовой «Как желтый одуванчик у забора».

Участники презентации с удовольствием отвечали на вопросы викторины, которые были разработаны на основании знания психологии мировосприятия незрячих читателей. Каждый из вопросов содержал зашифрованное упоминание какого-либо литературного произведения и связанного с ним цвета. Для удобства незрячих пользователей при формировании викторины было использовано большое количество музыкальных заставок, песен, аудиовыступлений известных артистов и других видов вербализации.

Все участники мероприятия продемонстрировали замечательные знания литературы. Практически все вопросы получили правильные ответы. В ходе «обратной связи» читатели высказали своё мнение о проведённом мероприятии.

Многолетняя читательница библиотеки, самодеятельная поэтесса, в настоящий момент ‑ студентка Московского литературного института им. М.  Горького Ольга Василевская отметила, что при кажущейся простоте вопросов викторины, поиски ответов на них заставили её обратиться к анализу забытых произведений отечественной и зарубежной литературы, восстановить в памяти их героев, сюжет и названия.

Постоянный член клуба, инвалид I группы по зрению Анастасия Лебедь положительно характеризовала проведённое мероприятие. Кроме того, в момент просмотра фильма-викторины Анастасия вела стрим-трансляцию. Дистанционно в мероприятии Волгоградской областной специальной библиотеки для слепых принимали участие слушатели из города Актобе.

Наши удалённые пользователи также высказали мнение о несомненной пользе данного начинания, и констатировали, что подобная викторина будет весьма полезна всем, включая школьников при подготовке к ЕГЭ и ГИА.

Участница «Серебряного света» Ирина Егормина четно призналась в том, что не знала ответов на все вопросы, поэтому пользовалась своей интуицией, знанием особенностей декламации ведущих российских артистов театра и кино, аудиозаписи которых прозвучали в одном из вопросов.

Самый возрастной участник опроса ‑ инвалид I группы, самодеятельный артист-декламатор Сергей Филишкевич ответил практически на все вопросы викторины. В связи со своей высокой мобильностью и необходимостью ежедневно пользоваться общественным транспортом, он попросил подробнее рассказать об участии компании «Волгоградметроэлектротранс» в реализации данного проекта, после чего для всех было дано тифлоописание «Читающего троллейбуса». Оказалось, что некоторые из читателей библиотеки уже встречали его на улицах нашего города.

Думается, что мероприятия, подобные проведённой инклюзивной викторине с элементами тифлокомментирования, станут побудительной мотивацией к чтению и развитию креативных способностей у читателей ВОСБС с инвалидностью по зрению и надолго останутся в их памяти.