Волгоградская областная специальная библиотека для слепых

Литературная гостиная

Концерт преподавателей и студентов Консерватории

(класс Свердловой Л.Г.)

Из цикла «Музыкальная юность Волгограда»

Впервые своеобразный музыкальный  триптих подарила Литературная гостиная ВОСБС своим читателям в конце 2016 года. Три музыкальных вечера из  нового цикла «Музыкальная юность Волгограда»:

19.11 Встреча со студентами  преподавателя Волгоградской  Консерватории  им.П.А.Серебрякова заслуженного работника культуры РФ Горячевой С.А.

7.12 Вечер классического романса «Неповторимые мгновенья, неуловимые мечты» выпускника Волгоградского института искусств и культуры (ВГИиК) Яблокова Игоря

17.12 Концерт преподавателей и студентов Волгоградской консерватории им.П.А.Серебрякова.

В концерте прозвучала музыка русских и зарубежных композиторов ХУШ-ХХ вв. Каждый музыкальный номер предварял рассказ главного библиотекаря Братченко С.В. о творчестве композитора. Например:

1. Чайковский Петр Ильич (1840-1893) У камелька (из цикла «Времена года»). Фортепьянный цикл П.И. Чайковского «Времена года» – одно из самых популярных сочинений. Пьесы этого цикла исполняют музыканты разных уровней: от учащихся музыкальных школ до известных пианистов. Фортепьянный цикл «Времена года» исполняли многие известные пианисты, в том числе Святослав Рихтер, Михаил Плетнёв, Андрей Никольский. Существует переложение цикла для симфонического оркестра.  Удивительно, что сочинение, созданное по заказу, получилось таким лиричным. А создано оно было действительно по заказу издателя журнала «Нувеллист» и основателя нотоиздательской фирмы М.И. Бернарда. Журнал был основан в 1842 г. В нём ежемесячно печатались новые сочинения русских и зарубежных композиторов, а также сообщались сведения о новинках музыкальной жизни в России и за рубежом. С этим журналом П.И. Чайковский сотрудничал с 1873г., а в 1875г. он получил заказ на фортепьянный цикл, причём заказ полностью был создан Бернардом, вплоть до названия самого сборника, каждой пьесы и поэтических эпиграфов. Правда, неизвестно, был ли композитор знаком с эпиграфами во время сочинения пьес или же они были прибавлены уже во время их издания. Тем не менее, изданные при жизни Чайковского экземпляры фортепьянного цикла «Времена года» эти эпиграфы содержали. Содержали они также и 12 картинок на обложке. Содержание цикла. Сборник фортепьянных пьес П.И. Чайковского «Времена года» состоит из 12 небольших музыкальных зарисовок, которые соответствуют 12 месяцам года. Средствами музыкальных звуков композитор рисует картину природы или душевное состояние человека в определённую пору года. Удивительно точно переданы малейшие движения души и изменения в природе, настолько точно, что слова при этом не требуются, достаточно только поэтического эпиграфа, который помогает настроиться на картину. Камелёк – это камин, у которого зимой собиралась семья. Здесь музицировали, читали, беседовали или, как сказали бы сейчас, общались. Но иногда у камина просто сидели в размышлении, ведь известно, что огонь и вода всегда притягивают взгляд человека и побуждают к задумчивому созерцанию. Музыка этой пьесы элегичная, спокойная, но в первой части слышны выразительные интонации, это как бы человеческая речь, короткие фразы, которыми обмениваются люди, задумчиво смотрящие на пламя. Вторая часть более оживлённая, а третья как бы повторяет первую, но воспоминания, навеянные раздумьями, уступают место реальности…

 

И мирной неги уголок

Ночь сумраком одела,

В камине гаснет уголёк,

И свечка нагорела.

А.С. Пушкин

 

Программа концерта

«Январь. У камелька»    Из цикла «Времена года»

Исп. Данилова Екатерина (ф-но)

 

2. Глюк Кристоф Виллибальд (1714-1787) немецкий композитор

«Мелодия»

Исп. Данилова Екатерина (ф-но) Давыдов Александр (флейта)

3. Фаре Габриель Урбен Форе (1845-1924), французский композитор, педагог, органист, дирижёр.

«Сицилиана». Исп. Кашина Анжелика (ф-но) Давыдов Александр ( флейта)

4. Скрябин Александр Николаевич (1871-1915)

российский композитор, пианист. Оказал большое влияние на развитие музыкальной культуры ХХ века.

«Ноктюрн» Шепелева Светлана ф-но

5. Аренский Антон Степанович (1861-1906)

российский композитор, пианист, дирижер. Ученик  Н.А.Римского-Корсакова. Профессор Московской консерватории ( с 1889 г)

«Экспромт»

Исп.  Шепелева Светлана ( ф-но) Давыдов Александр( флейта)

6.Рахманинов Сергей Васильевич (1873-1943)

русский композитор, пианист, дирижер

«Вокализ»

исп. Смирнова Анастасия (ф-но) Давыдов Александр( флейта)

7. Шопен Фредерик(1810-1849)

польский композитор, пианист

«Экспромт – фантазия»  исп.  Акопян Роза (ф-но)

8.Лист Ференц (1811-1886) венгерский композитор, пианист, дирижер

«Охота» исп .Свиридов Кирилл (ф-но)

 

9.Глиэр Рейнгольд Морицевич(1874-1956)

композитор, музыкальный деятель, педагог, народный артист СССР,

доктор искусствоведения

«Мелодия» исп.Губина Вера (ф-но) Давыдов Александр флейта

 

Громкими продолжительными аплодисментами провожали каждого участника концерта-встречи слушатели, желали дальнейшего творческого совершенствования  и выражали надежду на новые встречи.

 На бис прозвучал «Медленный вальс» французского композитора Дебюсси К. (1862-1915) в исполнении Губиной Веры.

«Музыкальная юность Волгограда»

17 декабря 2016 года

Главная страницаархив мероприятийГлавная страница2016 год Российского киноархив мероприятий2016 год часть 12016 год часть 2