Волгоградская областная специальная библиотека для слепых

Литературная гостиная

Музыкальный вечер

«О, не забыть мне вас, пленительные звуки…»

Классические романсы исполняет Игорь Дербишер

В 2014 году в волгоградском Доме архитекторов состоялся концерт «Битва баритонов» проекта «Игорь Дербишер и его друзья». В нём приняли участие три выпускника Саратовской государственной консерватории имени Л.В.Собинова: Игорь Дербишер, Андрей Мельник и Даниил Вильперт.

Субботним днём 12 марта 2016 года в Литературной гостиной Волгоградской областной специальной библиотеки для слепых благотворительный концерт «О, не забыть мне вас, пленительные звуки!..» начался с просмотра и прослушивания видеоролика этого концерта. А потом «с экрана» в читальный зал библиотеки под громкие аплодисменты собравшихся вышел Лауреат международных конкурсов, концертный исполнитель баритон Игорь Дербишер. Читатели ВОСБС хорошо знакомы с творчеством Игоря Дербишера. Он неоднократно выступал здесь с благотворительными музыкальными вечерами, и всегда его концерты собирали полный зал почитателей вокального искусства артиста.

В этот мартовский день в концерте прозвучало 15 номеров. Игорь предстал как состоявшийся певец с уникальным тембром голоса. Программа Игоря Дербишера подарила всем читателям ВОСБС встречу и с хорошо знакомыми ариями, романсами и песнями, и с новыми, которые он подготовил специально для этой встречи.

Затаив дыхание, читатели слушали «Плач Ариадны» из одноимённой оперы Клаудио Монтеверди - итальянского композитора, который заложил традиции венецианской оперной школы, создал первые шедевры оперного жанра. Опера «Ариадна» была поставлена впервые в мае 1608 года. Спектакль имел огромный успех у многочисленной публики, музыка Монтеверди производила потрясающее впечатление, а «Жалоба Ариадны» - центральная сцена оперы - приобрела быструю и всеобщую популярность. Именно эта «Жалоба» осталась единственным отрывком партитуры, дошедшим до нас: рукопись «Ариадны» безвозвратно утрачена.

В программе вечера прозвучали песни «Возвращение солдата» и «Честная бедность» из цикла Г.Свиридова на слова шотландского поэта Роберта Бёрнса (перевод С.Маршака). «Честная бедность» — мужественная песня-гимн в честь людей труда, она пронизана движением и ритмом быстрого марша или танца и чем-то напоминает песни Великой французской революции. В ней оптимизм, радость жизни, а вместе с тем — сила, которая может проснуться. В широко распетом заключительном куплете, герой цикла грозно предвещает:

Настанет день и час пробъёт,

Когда умру и чести

На всей земле придет черед

Стоять на первом месте.

При всём при том,

При всём при том,

Могу вам предсказать я,

Что будет день,

Когда кругом

Все люди станут братья!

Большое место в репертуаре талантливого исполнителя занимает русский романс. Это удивительное явление, не исчезающее из нашей культуры во многом благодаря тем, кто, любя его беззаветно, посвящает ему и свой талант, и все свои силы. Игорь Дербишер – из их числа. Проникновенно, мягко, задушевно звучали старинные романсы «Мой гений, мой ангел, мой друг» (муз. П.Чайковского, сл.А.Фета), «Забуду ль я…» (муз. М.Глинки, сл.С.Голицына), «Не уходи» (муз. Н.Зубова, слова неизвестного автора), «Ночь светла» (муз. Н.Шишкина, слова М.Языкова), «Я помню вальса звук прелестный..»(слова и музыка Н.Листова) и др.

В заключительной части концерта слушали любимые песни наших мам и бабушек: «Чёрные глаза» (муз. О.Строка. слова А.Перфильева), «В городском саду играет духовой оркестр» (муз. М.Блантера, слова А.Фатьянова) и «Вальс расставания» из кинофильма «Женщины» (муз. Я.Френкеля, слова К.Ваншенкина). «Чёрные глаза» по многочисленным просьбам собравшихся Игорь исполнил на бис под гром аплодисментов.

Аккомпанировала певцу на фортепиано Наталья Игнатьева - постоянная участница программ, лауреат международных конкурсов детского и юношеского творчества, ученица 6 класса лицея № 5 им.Ю.А. Гагарина и ученица 5 класса МОУ ДОД ДШИ № 4 (преподаватель Чистякова Галина Васильевна ).

В этом вечере принимали участие три поколения семьи Дербишер.

Самый старший из участников - Вячеслав Евгеньевич Дербишер- профессор технического университета. Он читал свои стихи, аккомпанировал на пианино в четыре руки с Натальей, а в заключение вечера танцевал знойное танго с одной из читательниц под знаменитые «Чёрные глаза» О.Строка.

Вечер-посвящение Игоря Дербишера «О, не забыть мне вас, пленительные звуки!..», состоявшийся в специальной библиотеке для слепых, продолжил цикл встреч с талантливыми людьми нашего города «Гордость земли волгоградской».

Дербишер Игорь Вячеславович (Волгоград)

Родился 23 января 1984 года в России в городе Волгограде.

В 1999 году окончил общеобразовательную среднюю школу и детскую академию искусств по классу классической гитары, многие специалисты отмечали его талант в области инструментальной музыки, но Игорь по этому пути не пошел и в 2005 году окончил училище при Волгоградском государственном институте искусств и культуры по специальности академическое сольное пение. В 2010 году закончил Саратовскую государственную консерваторию (академию) им. Л.В. Собинова по специальности «вокальное искусство, академическое сольное пение» (класс народного артиста СССР Л. А. Сметанникова). В 2008 году проходил стажировку при Санкт- Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова и был отмечен педагогами как состоявшийся певец с уникальным тембром. Наряду с учебой Игорь начинает концертную деятельность и участие в различных конкурсах.

2003 год - Дипломант Нижневолжского конкурса авторской песни

(г. Волжский, Волгоградская обл.);

2004 год - Лауреат III степени Межрегионального конкурса вокалистов "Орфей" (г. Волгоград);

2005 год - Дипломант и обладатель специального приза Всероссийского конкурса "Мой дом, моя семья, моя Россия» (г. Москва);

2008 год - Дипломант конкурса вокалистов кафедры академического пения Саратовской государственной консерватории (академии) им. Л.В. Собинова;

2009 год - Лауреат II степени на открытом Международном конкурсе эстрадного и народного творчества («Diamonds of Russia») в номинации «академический вокал (соло)» (г. Москва);

2010 год - Лауреат I степени Международного фестиваля “Prazsky hvezdopad” в номинации «академический вокал» (Прага, Чехия);

2010 год – Лауреат III степени Международного фестиваля «Die Wiener festivalbrucken» в номинации «классический вокал» (Вена, Австрия).

2011 год – победитель конкурса талантливой молодежи «Вершина центра» г. Волгоград.

Наряду с конкурсами Игорь Дербишер очень много гастролирует и выступает, в 2005-2006 гг. исполнял роль «Вторника» в детском оперном спектакле» «Белоснежка и семь гномов» в антрепризе «Царицинская опера». В 2005 году дебютировал в роли Джеронимо в опере Д. Чимарозы "Тайный брак" в Волгоградском муниципальном музыкальном театре. Так же дает сольные тематические концерты: "Календарь любви", "Романсы и дуэты", "Волшебные звуки романса", "Любимые арии из опер и оперетт", "Романсы, песни, баллады", "Гори, гори, моя звезда", "Отчалившая Русь" (вокальный цикл Г. В. Свиридова), «Романсы русских и зарубежных композиторов», «Песни военных лет», «Мелодии весны».», « Песни Победы», «памяти М. Магомаева». Концерты памяти выдающихся музыкантов Ф. Шаляпина, С. Рахманинова, П.Чайковского. Игорь гастролировал в Волгограде, Волгоградской области, Краснодарском крае, Курске, Йошкар-Оле, Саратове, Омске, Москве, Санкт Петербурге, Вене (Австрия), Праге (Чехия), Лорет де Мааре (Испания) и в других городах. В разное время Игорь выступал с такими музыкантами как: Т.В.Богуславская (сопрано), Ольга Балашова (сопрано), Алексей Филимонов (фортепиано), Сергей Латышев (гитара), Николай Киселев (засл. арт. РФ), Александр Большаков (виола де гамба, Испания), Яков Назимов (баритон), Даниил Вильперт (баритон), Андрей Мельник (баритон), Дмитрий Латник (фортепиано), Елена Смагина (искусствовед, канд. искусствоведения, доцент), В. Балакин (звукорежиссер), В. Сологубов (звукорежиссер), Владимир Орлов (композитор), Марат Дауров (баритон), Наталья Степанова (сопрано), Анна Шахова (сопрано), Ольга Фененкова (сопрано), Маргарита Курдюкова (меццо-сопрано) и многие другие.

 «Песни на слова Роберта Бёрнса» — это восемь жемчужин, вошедших в золотой фонд вокальной музыки. Они разнообразны по жанрам: баллада и песня-танец, застольная и романс, песня-сценка и портрет прихотливо сменяют друг друга. Общее между ними — ритм марша или скорого шага как образ странствий, движения. Каждый номер рисует с той или иной стороны простого парня, шотландского горца — свободолюбивого, насмешливого и нежного, грубоватого и стойкого. И как поэзия Бёрнса выросла из народной песни, так и музыку цикла пронизывают интонации шотландских песен. Однако стилистическое сходство с шотландскими напевами обнаруживается лишь в деталях. В целом это — русская музыка о Шотландии, в которой явственно прослеживается индивидуальный стиль композитора с его типичными чертами: простотой и ясностью мелодики, использованием так называемых старинных или народных ладов; скупостью аккомпанемента, в котором нет ничего лишнего, избыточного; искренность чувства и душевная открытость.

№4, «Робин», отличается бойкой и озорной мелодией народного склада, развивающейся на фоне звучащего непрерывно волыночного аккомпанемента; №5, «Горский парень», кажется, рисует того же Робина, повзрослевшего, знающего себе цену. Фортепианное вступление — мощные унисоны, шагающие широко и грозно. Грубоватые интонации солдатской песни так же, как и в предшествующем номере, на фоне волыночного баса, помогают создать образ человека, способного защитить родные горы. Очарователен №6, «Финдлей» — жанровая игровая сценка, в которой передан диалог Финдлея и девушки. В ней — лирика, юмор, лукавство. Лирическая мелодия вступления сменяется живым речитативом. Остроумные фортепианные реплики комментируют диалог, делают сценку видимой. №8, «Прощай!» — лирическая кульминация цикла. Выразительная, полная глубокого чувства мелодия сопровождается ровным движением — словно шагами уходящего героя: «Любовь как роза красная цветет в моем саду, любовь моя как песенка, с которой в путь иду...». Перед слушателями — образ дороги, уходящей вдаль, образ самой быстротекущей жизни — и прекрасная, хватающая за душу песня. №9, «Честная бедность» — мужественная песня-гимн в честь людей труда, она пронизана движением и ритме быстрого марша или танца и чем-то напоминает песни Великой французской революции. В ней оптимизм, радость жизни, а вместе с тем — сила, которая может проснуться. В широко распетом заключительном куплете, герой цикла грозно предвещает:

Настанет день и час пробьет,

Когда уму и чести

На всей земле придет черед

Стоять на первом месте.

«О, не забыть мне вас, пленительные звуки…»

12 марта 2016 года

в 12:00

фото 1фото 3фото 2Главная страницаархив мероприятийГлавная страница2016 год Российского киноархив мероприятий2016 год часть 12016 год часть 2